ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Марк Шагал. «Моя жизнь»

Комментарии

С. 5. ...в маленьком домике у дороги... — Дом, в котором родился Шагал, находился на левом берегу Двины, близ Су раже кой дороги.

С. 7. Мой грустный и веселый город! — Как свидетельствует новейшая «Еврейская энциклопедия», в конце прошлого века в Витебске жило 34 420 евреев, что составляло 52,4% всего населения. В городе было около 60 синагог и 30 христианских храмов. Агада (ивр.) — сказка, притча, повествование. Так же назывались иллюстрированные печатные сборники пасхальных молитв и предписаний.

С. 16. Йом-Кипур — день Искупления, или Судный День, в который Бог определяет судьбу каждого человека и всего народа на предстоящий год и отпускает грехи.

С. 19. Суккот — праздник Шалашей, или Кущей, связанный со сбором урожая и воспоминаниями об исходе из Египта. На протяжении семи дней полагалось жить в легких постройках («шалашах», или «кущах»), из которых видно небо. В обрядах использовались листья пальмы, миртовые или ивовые ветви («лулав») и лимонные плоды. (См. картину Шагала «Праздник, или Раввин с лимоном», 1914.) Симхас-Тора — праздник Торы, который завершает годичный цикл чтения глав Пятикнижия и отмечается на 8-й или 9-й день праздника Суккот.

С. 20. ...ездили с тобой за город за скотом на убой. — Описываемый эпизод положен в основу картины «Продавец скота» (1912).

С. 23. Талес (или талиф) — прямоугольное молитвенное покрывало с черными или голубыми полосами.

С. 34. Бадхан — шут, увеселитель на свадьбах, участвующий в свадебном ритуале.

С. 42. Пророк Илия. — Библейский рассказ о вознесении пророка на небо в огненной колеснице породил представления, что он не умер и должен вернуться на землю. Илию ожидали как предтечу мессии и как избавителя от гонений. В Пасху для него ставился прибор и оставлялась открытой дверь.

С. 49. Тфилим (тфилин) — кожаные коробочки с четырьмя отрывками из Торы, которые прикладывались ко лбу и к руке во время молитвы. Ритуал бармицва, упоминаемый в тексте, связан с совершеннолетием мальчика после исполнения ему 13 лет, когда он впервые получал право пользоваться тфилим. В дальнейшем отец переставал нести ответственность за его религиозную жизнь.

С. 52. ...и отвела в городскую гимназию. — Во французском тексте учебное заведение, в которое поступил Шагал, названо «городской школой» («école communale»).

С. 60. Пэн Юрий Моисеевич (Иегуда, 1854—1937) — живописец, окончил петербургскую Академию художеств по классу П. Чистякова. Писал пейзажи, жанровые сцены и портреты в манере позднего передвижничества. В 1897 году открыл в Витебске «Школу живописи и рисунка», которая просуществовала до 1918 года. В стиле Пэна был еле уловимый «сдвиг», возможно обусловленный еврейским экспрессивным началом или неизжитой, несмотря на академическое образование, некоторой наивностью художественного мышления, как бы предвосхищающей стиль Шагала. При всей кратковременности пребывания в студии Пэна Шагал всю жизнь сохранял теплые чувства к своему первому учителю. В 1919 году он пригласил Пэна в качестве преподавателя подготовительных классов в Витебское народное художественное училище, а живя в Париже, не раз писал ему. Последнее письмо было отправлено им в Витебск в 1937 году по случаю трагической гибели Пэна, обстоятельства которой до сих пор не выяснены.

С. 67—68. Описанный эпизод нашел отражение в картине «Смерть» (1908).

С. 86. Гинцбург Илья Яковлевич (1859—1939) — скульптор, ученик М. Антокольского, выпускник Академии художеств. В 1911 году был удостоен звания академика. Работал в основном в малых формах скульптуры, создавал портретные статуэтки.

С. 94. ...заговорили о школе Бакста. — В 1906—1910 годах Л.С. Бакст был руководителем (совместно с М.В. Добужинским) художественной школы Е.Н. Званцевой. До поступления туда Шагал посещал в 1908 году студию малоизвестного художника С.М. Зейденберга. Бакст (Розенберг) Лев Самойлович (1866—1924) — живописец, график, театральный художник, один из ведущих сценографов Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже. Мировую славу Баксту принесли именно театральные работы, в которых он достиг особой декоративности и утонченности стиля.

С. 97. «Мир искусства» — объединение, возникшее в конце XIX века и провозгласившее — в противовес социально ориентированному искусству передвижников — автономность и свободу художественного творчества. Отличительной особенностью произведений многих «мирискусников» был пассеизм, чуждый Шагалу.

С. 103. Винавер Максим Моисеевич (1863—1923) — юрист, депутат I Государственной думы, один из основателей и руководителей партии кадетов, деятель еврейского национального возрождения. Издавал журналы «Восход», «Еврейская старина», «Еврейская трибуна». После революции эмигрировал во Францию.

С. 105. Сыркин М.Г. (1859—?) — художественный критик. Участвовал вместе с Л. Сэвом в редактировании журнала «Восход». В доме Л. Сэва, который был родственником Винавера, Шагал впервые узнал о школе Бакста.

С. 108. ...всякий раз, как мне приходится размышлять или говорить о нем (русском искусстве. — Сост.)... — В докладе, прочитанном в 1950 году в Чикагском университете, Шагал выделил две наиболее существенные и повлиявшие на него художественные традиции России: «самобытно-народную и религиозную». Он писал, что «имел счастье родиться в среде простого народа» и «всегда жаждал искусства из почвы, а не из головы», подчеркивая свою связь с русским (гораздо более богатым, чем еврейское) и всяким другим народным изобразительным творчеством. Особую художественную ценность имела в его глазах также русская иконопись. Он постоянно обращался к иконным мотивам, переосмысляя их, и опирался на присущую иконе систему художественного претворения реальности. Кроме того, мы находим в его работах постоянные изображения церквей Витебска, служащих как бы средоточием мистического начала композиции. (Архитектура синагог была, как правило, безликой в художественном отношении, поскольку они были не храмами — домом Бога, а молельными домами.)

Вместе с тем Шагал отмечал в докладе, что народное искусство, которое он «всегда любил», не могло его удовлетворить, ибо оно «бессознательно и исключает осмысление средств совершенствования, цивилизацию», и что ему была чужда «ортодоксальность» иконы. «Чтобы постичь и освоить рафинированность искусства мирского, — писал он, — мне нужно было припасть к роднику Парижа» (Шагал М. Ангел над крышами. М., 1989. С. 143).

Что касается русской культуры XIX и XX веков, то она привлекала художника прежде всего литературой и музыкой, что нашло прямое отражение в его искусстве. Тем не менее в его произведениях прослеживаются контакты и с русской живописью нового времени, в частности с живописью М.А. Врубеля — Шагал не случайно в 1900-е годы видел себя во сне его преемником.

С. 111. Сандрар Блэз (наст. имя Фредерик-Луи Сезер; 1887—1961) — наряду с Аполлинером крупнейший реформатор французской поэзии XX века. Используя язык улиц, приемы монтажа, стремился создать современный эпос, сочетающий лиризм и экспрессию. Сандрар жил в России и владел русским языком. Шагалу он посвятил два стихотворения: «Портрет» и «Мастерская», входящие в цикл «Эластические стихотворения» (1913).

С. 114. Воллар Амбруаз (1868—1939) — маршан, издатель, автор мемуаров о художниках. В 1920-е и 1930-е годы был заказчиком многих (прежде всего графических) произведений Шагала. По его заказам выполнены большие циклы офортов к «Мертвым душам» Гоголя, «Басням» Лафонтена и к Библии. Однако Воллар так и не издал ни одной книги с иллюстрациями Шагала — они увидели свет уже после смерти маршана, в послевоенные годы.

С. 115. Канудо Риччото (1879—1920) — итальянский критик, писавший по-французски. Примыкал к футуризму; издавал в Париже журнал «Монжуа». В помещении редакции журнала организовал в 1913 году небольшую выставку работ Шагала. В посвященной этой выставке статье называл художника «самым блестящим колористом» среди живописцев авангарда.

С. 117. Рубинер Людвиг (1881—1920) — поэт, близкий дадаистам, участник немецкой литературной группировки «Действие».

С. 118-119. Глез Альберт (1881-1953) — французский художник, один из теоретиков кубизма. Метценже Жан (1863—1956) — французский художник-кубист. Вместе с А. Глезом издал в 1913 году книгу-манифест «О кубизме». Френе Роже де ла (1885—1925) — французский живописец, график и скульптор, близкий в 1910-е годы к кубизму. Леже Фернан (1881—1955) — французский художник-монументалист, автор настенных живописных и керамических композиций, витражей и мозаик. Рейналь (или Реналь) Поль — французский писатель круга Аполлинера. Сен-Пуан Валентина де (1875—1953) — французская поэтесса, внучка Ламартина, в 1913—1914 годах примыкала к футуристам. В 1914 году на русском языке был опубликован ее «Манифест женщины-футуристки». Сегонзак Андре Дюнуайе де (1884—1974) — французский живописец и график, работал в экспрессивной и пластичной манере, сохранявшей связь с постимпрессионизмом. Вместе с Ле-Фоконье преподавал в академии «Ла Паллет» («Палитра»). Лот Андре (1885—1962) — французский художник, сочетавший в своем творчестве элементы кубизма и неоклассицизма. Моро Люк-Альберт (1882— 1948) — французский художник круга Сегонзака. Делоне Робер (1895—1941) — французский художник, основоположник французского кубофутуризма, названного Аполлинером «орфизмом». От кубизма этот стиль отличался не только динамизмом, но и красочностью, использованием спектрально-чистых тонов.

С. 119. Сальмон Андре (1881—1969) — французский поэт и критик авангардистского направления. В юности жил в России, являлся автором нескольких книг о современном русском искусстве, неоднократно писал о Шагале. Жакоб Макс (1876—1944) — французский поэт и художник еврейского происхождения. В творчестве сочетал бурлеск и мистику. Погиб в нацистском лагере. Аполлинер Гийом (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Кастровицкий; 1860—1918) — выдающийся французский поэт польского происхождения, чье творчество оказало глубокое влияние на судьбы европейской поэзии XX века, а также на формирование живописного авангарда, прежде всего кубизма. В 1913 году вышла его книга «Художники-кубисты». Аполлинер пытался внести в поэзию изобразительное начало («лирические идеограммы», или «каллиграммы»), кроме всего прочего, он увлекался тайнами Каббалы и Талмуда, и в его творчестве не раз звучала еврейская тема. В искусстве Шагала его захватила не только экзотика еврейской и славянской культур, но также смелость транспонирования в живопись поэтических средств выражения. В свою очередь, Шагал считал себя многим обязанным Аполлинеру. Не случайно он посвятил последнему одно из самых философских полотен 1910-х годов («Посвящается Аполлинеру»), собирался иллюстрировать книгу «Алкоголи», а в одном из рисунков изобразил себя в отеческих объятиях поэта.

С. 121. Вальден Герварт (1878—1941) — немецкий маршан и издатель, в 1914 году основал в Берлине журнал «Дер Штурм» экспрессионистского направления. В помещении редакции журнала в том же году состоялась выставка Шагала. Во время второго приезда художника в Берлин в 1922 году у него с Вальденом возник конфликт из-за оставшихся после выставки картин.

С. 123. ...письмо с посвященным мне стихотворением «Rodztag». — Посвященное Шагалу стихотворение Аполлинера появилось в печати в 1914 году и называлось не «Rodztag», a «Rotsoge». С этого непереводимого слова (неологизм Аполлинера) начиналось стихотворение, впоследствии получившее название «Сквозь Европу»:

С. 139. Машковец Баал (наст, имя Исраэль Исидор Эльяшев; 1873—1924) — врач, писатель, литературный критик.

С. 154. ...поклонницами какого-то мистического «супрематизма». — Супрематизм (от лат. «супремус» — высший) — направление в абстрактном искусстве, основанное К. Малевичем. Супрематизм рассматривался его создателем как высшая по отношению к фигуративному искусству форма творчества и был призван воссоздавать с помощью комбинаций окрашенных в разные тона геометрических фигур пространственную структуру («живописную архитектонику») мира и передавать некие космические закономерности. Малевич Казимир Северинович (1878— 1935) был приглашен Шагалом для преподавания в Витебском училище в 1919 году.

С. 169. Тугендхольд Яков Александрович (1882—1928) — художественный критик. Первая статья о Шагале была написана им еще в 1914 году. Являлся совместно с Эфросом автором книги «Искусство Марка Шагала».

С. 173. Эфрос Абрам Маркович (1888—1954) — художественный критик и переводчик. С 1915 года писал о Шагале; наиболее значительные работы: «Искусство Марка Шагала» (1918), «Художники театра Грановского» (1928), «Профили» (1930).

С. 175. Грановский Алексей Михаилович (наст. имя Аврахам Азар; 1880—1937) — театральный режиссер, основатель Государственного Еврейского камерного театра, с 1925 года носившего название Государственный еврейский театр (Госет). В 1928 году уехал на Запад. Под влиянием Рейнхардта стремился создавать спектакли-симфонии с полифоническим звучанием текста, игры актеров, декораций, музыки и света. Унаследованное Грановским от Рейнхардта понимание театра как храма и театрального действия как мистерии оказалось созвучным устремлениям Шагала.

С. 176. Рейнхардт Макс (1873—1943) — немецкий режиссер и актер. Тяготел к массовым театральным действам, воскрешавшим античные и средневековые традиции. Испытал влияние антропософских идей Р. Штейнера.

С. 179. Но не пойти в эту «Габиму»... — «Габима» (ивр. — сцена) — театр-студия, созданный в Польше в 1910-е годы. В 1918 году переехал в Москву. Его директором и актером был Н.Л. Цемах (Земах). Некоторое время режиссером «Габимы» являлся Евг. Вахтангов. В отличие от театра Грановского, пьесы шли здесь не на идише, а на иврите. «Диббук» (или «Гадибук») — название пьесы Анского, поставленной в «Габиме» в 1922 году. Спектакль впоследствии с триумфом гастролировал за рубежом и оказал серьезное влияние на западный театр, принеся Вахтангову мировую славу. В еврейских поверьях диббук — злой дух, который вселяется в человека и овладевает его душой. Анский (наст. имя Шломо Раппопорт; 1863—1920) — драматург и собиратель еврейского фольклора.

С. 232. ...пригласили другого художника и велели ему написать декорации «à la Chagall». — В качестве художника-декоратора «Диббука» в «Габиму» был приглашен Натан Альтман.

Н. Апчинская

Предыдущая страница К оглавлению  

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.