Главная / Новости / В Витебске открыли тайные источники сюжета картины «Двойной портрет с бокалом вина» Шагала
В Витебске открыли тайные источники сюжета картины «Двойной портрет с бокалом вина» Шагала
19 марта в выставочном зале «Духовской круглик» (Витебск) прошла творческая встреча «Марк Шагал: реальная нереальность. В поисках истоков сюжетов картин художника». В этот вечер исследователь культуры Витебска, историк Валерий Шишанов вместе с собравшимися искали тайные источники сюжета картины «Двойной портрет с бокалом вина» одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века Марка Шагала.
Шедевр, о котором шла речь на встрече, написан мастером в 1917—1918 годах и принадлежит фонду парижского национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду с 1949 года — художник лично подарил свою работу музею.
На картине художник изобразил себя сидящим на плечах у его любимой жены Беллы Розенфельд. Одной рукой он прикрывает своей музе левый глаз, а второй — поднимает вверх бокал, наполненный красным вином. Белла в свою очередь машет пестрым веером, на най надето белое платье в пол с глубоким вырезом, перчатка в цвет наряду покрывает лишь одну руку. Лицо ее возлюбленного мужчины изображает радостное веселье, а над его головой парит ангел — это маленькая дочь Марка и Беллы Ида. В творчестве художника образ дочери связан с сакральными мотивами: ребенок в его картинах символизирует любовь. Фоновым изображением в этой чувственной картине послужили пейзажи родного города Витебска, его домов, Успенского собора, ратуши, моста через Двину.
Валерий Шишанов считает, что сюжет этой картины не нов для мирового изобразительного искусства. По его словам, мост через реку присутствует на полотне неспроста — по этому мосту бежала, окрыленная любовью, Белла к своему Марку. Муза художника потом не раз в своих воспоминаниях говорила об ощущении полета, которое они оба здесь испытывали: «Наш мост рай для нас. С тесных квартир с низкими потолками мы убегаем на мост, чтобы бросить взгляд на небо. В очень тесных улицах неба не видно. Церковь и крыши стремятся ввысь. А там под мостом разливается река. Ветер приносит запах цветов, прохлада проникает в расщелины деревьев. И нет никакого желания сойти на землю, на каменные улицы...»
В ходе творческой встречи историк также отметил, что при создании городского пейзажа как в этом произведении, так и в некоторых других своих работах, Марк Шагал использовал открытку с видами Витебска начала XX столетия. Более того, данная открытка довольно индивидуальна, этот ракурс не повторяется на других дореволюционных городских видах.
Некоторые исследователи сравнивали «Двойной портрет с бокалом вина» Марка Шагала с «Автопортретом с Саскией» голландского художника Рембрандта. В доказательство своим словам они приводили наличие бокала с солнечным напитком и блаженный вид одного и второго художника. По мнению Валерия Шишанова, общего у этих картин, помимо «апологии счастья жизни», мало. Более того, известно, что портретные изображения с бокалом полным вина были популярны у мастеров как до Рембрандта, так и после него.
В изобразительном искусстве, еще до прихода витебского художника Марка Шагала, был широко распространен и сюжет, в котором женщину нес на руках мужчина. По словам Шишанова, Шагал не был первооткрывателем обратного положения, в котором мужчина сидит на плечах у своей женщины. Историк предполагает, что художник мог позаимствовать эту идею в произведениях немецкого импрессиониста Ловиса Коринта, в частности, на его офорте «Женщины Вайнсберга» 1894 года. Это иллюстрация немецкой легенды, которая описывает осаду замка в XII столетии. Император разрешил защитникам крепости выпустить оттуда всех женщин. А им позволил взять с собой самое ценное и дорогое, что у них есть. И женщины стали выносить на плечах своих мужчин.
Сюжет «Двойной портрет с бокалом вина» Марка Шагала может быть связан и с тем фактом, что у евреев женщина стоит на более значимом месте, нежели мужчина. У этого народа считается, что миссия женщины труднее, но при этом жена более вынослива, чем муж.
«Это не эксцентрика. Это образное выражение мысли Шагала, что, несмотря на все тяготы военного времени, они с Беллой счастливы и возвышаются над невзгодами. Это гимн счастью и любви. Мне кажется, это и есть суть этой картины», — этими словами Валерий Шишанов и завершил творческую встречу в витебском выставочном зале «Духовской круглик».
Читайте также:
В Витебске поговорят об источниках сюжетов картин Марка Шагала