Главная / Новости / Народный артист России Сергей Юрский рассказал о спектакле «Полеты ангела. Марк Шагал»
Народный артист России Сергей Юрский рассказал о спектакле «Полеты ангела. Марк Шагал»
Народный артист России Сергей Юрский представил свой спектакль «Полеты ангела. Марк Шагал» на десятом Международном Рождественском фестивале искусств в Новосибирске. В небольшом интервью артист рассказал об историческом образе выдающегося художника из Витебска.
Спектакль «Полеты с ангелом» подготовили за два месяца: репетировать его начали в марте нынешнего года, а уже в мае он вышел на сцене театра имени Ермоловой. Но несмотря на столь быструю премьеру, два года понадобилось Сергею Юрскому, чтобы настроится, собрать труппу, рискнуть и взяться за «Шагала».
«Театр имени Моссовета, в котором я 35 лет отслужил, так и не рискнул взять этот спектакль — и в результате мне пришлось порвать с ним отношения, — признался Сергей Юрьевич. — А рискнул Леонид Роберман и Театральное агентство «Арт-партнер XXI», с которым один спектакль мы уже делали и даже привозили в Новосибирск. Каждый раз играя «Полеты с ангелом. Марк Шагал» в Москве или другом городе, мы идем на риск. Пока он оправдывается, не так ли? Но риск остается. Почему? Этот спектакль, как и пьеса, поперек сегодняшнего театра. Он как плотина, которая либо устоит, либо вода ее может сшибить.
За мою долгую, почти 60-летнюю сценическую жизнь я лишь второй раз играю пьесу в стихах. Первая — Грибоедов, «Горе от ума» в Большом драматическом театре. Но пьесу в стихах, написанную сейчас, по-моему, не играет никто. Пьеса «Полеты с ангелом» ко мне пришла случайно, в общем потоке, но я ее выбрал. Известный украинский драматург Зиновий Сагалов работал над ней в эмиграции, в Германии, куда уехал на границе веков. Он не поэт, но пьесу написал легким шекспировским стихом без рифм. Стих задает ритм всему происходящему на сцене. О Шагале только так писать и можно.
Чем примечателен для меня Шагал? Вот я говорю пенсионерам, чтобы они не думали, что мы прежние. Многие говорят: «А чем мы хуже молодых?». Хуже! Гораздо хуже. Потому что старее. Поэтому многие роли, из которых «вырос», я оставил, и сделал это вовремя. А Шагалу 98 лет, и я могу смело чувствовать себя на сцене, и с этой точки зрения смотреть на весь спектакль. А весь спектакль — в том, что это последняя секунда жизни человека 98 лет. И в ней вспыхивает все, что составляло главный календарь его жизни.
Ведь жизнь у Шагала была трагической. Он пережил революцию в России, фашизм в Германии и Франции, чудовищный антисемитизм, изгнание и разочарование, голодное детство и несомненное богатство — когда ему предлагали миллионы за любую роспись. Но он остался человеком, который просто рисовал. Все, что ему нужно было, — это краски и холст. А если их не было, то брались карандаш и бумага, мел и стена. Это цельная и творческая фигура».
В завершение:
«В последнее мгновение жизни перед Марком Шагалом, которого играю я, с помощью трех актрис: Натальи Теняковой, Анны Гарновой и Людмилы Дребневой — и музыкантов живого парижского оркестрика эмигрантов, застрявшего в его ушах, вспыхивают самые яркие картинки последних лет. Меня беспокоило, как сделать этот спектакль. Решение, как часто и бывает, пришло ко мне во сне. Я понял, что начинать надо с лестницы — библейской лестницы Иакова, по которой человек восходит к Богу».