Главная / Статьи / Раку — история создания
Раку — история создания
Что такое «раку»
Японские керамические изделия, выполненные в технике раку, прекрасны и по форме, и по содержанию. Мастера гончарного ремесла воплощают в своих маленьких шедеврах изящество, гармонично пересекающееся с простотой исполнения. Отказ от добавления дополнительных элементов к глиняным изделиям несёт в себе особый смысл, понятный, наверное, только японцам: отсутствие лишних деталей вовсе не означает скудность фантазии и бедное воображение гончара, а напротив, позволяет более целостно выявить форму предмета.
Качество и благородную простоту японской керамики раку европейцы оценили не ранее начала XX века. В Японии первые гончарные мастерские, где делали раку, появились на территории современной префектуры Киото в XVI веке. И на протяжении нескольких столетий керамическое производство раку остаётся всё таким же популярным и актуальным.
Яркой отличительной чертой раку является возможность изменять уже готовое глиняное изделие. При производстве никогда нельзя предугадать — какой будет окончательный вид укерамики. Это делает все предметы в стиле раку неповторимыми и уникальными. В процессе работы происходит окисление и применяется технология понижения температуры в особыхпечах для обжига. Цвет глазури для керамики традиционно тёмный, но допускаются и альтернативные варианты — на усмотрение гончара.
Работа с глиной
Чтобы получить на выходе качественную керамику раку, следует выбирать очень прочную и огнеупорную глину, так как во время обжига изделий в печи она подвергнется мощному тепловому удару.
Состав сырья для дальнейшей работы с глиной зависит от того, какой метод лепки выбирает мастер. Подбор способа лепки напрямую зависит от характеристик гончарной глины. К примеру, мелкозернистая глина идеально подойдёт для гончарного круга.
Перед художественным декорированием происходит первый обжиг при температуре от 850 до 950 °C.
Декорирование
Изделие из обожжённой глины можно покрыть глазурью или эмалью, применяя разные технологии — кисть, напыление, окунание. Стиль раку характерен тем, что керамикадекорируется частично, а не полностью. На поверхности останутся участки глины, которая сжалась.
Во время декорирования глиняного изделия можно использовать как прозрачную глазурь для керамики, так и разноцветные и непрозрачные эмали. Температура их плавления находится на уровне от 800 до 1000 °C, при этом важно заметить, что структура обрабатываемого предмета не изменится.
Излишне вязкие эмали разбавляются прозрачной глазурью на 50%. Оксид олова, добавленный в прозрачную глазурь в количестве 25—30%, сделает её непрозрачной. Если комбинировать оксид олова с оксидом меди, то получим специфический красноватый цвет.
Второй обжиг
Лучше всего обжигать уже раскрашенное глиняное изделие в газовой печи, но и электрическая подойдёт. Важно постепенно нагревать предмет перед обжигом — до 850—950 °C, когда начинает плавиться эмаль.
Опыт и фантазия гончара позволяет проводить эксперименты в довольно широком диапазоне температур. Это повлияет на цвет готового изделия.
Извлечение керамики из печи
Вам понадобятся специальные огнеупорные рукавицы и щипцы, чтобы достать обожжённоегончарное изделие из печи, после того, как произошло плавление. Извлечение крупного раскалённого изделия осуществляется руками — это непросто и небезопасно, у гончара для этого должны быть опыт, сильная хватка, уверенность и защитные средства.
Остывание происходит в герметичном металлическом контейнере, предварительно заполненном сухими материалами: опилками или листьями.
Восстановление
Традиционная японская техника не предусматривает этап восстановления в процессе изготовления керамики. Изделие остывает или просто на воздухе до полного окисления, или его погружают в воду.
Восстанавливать изделие можно частично или полностью. Если предмет не входит в контакт с воздухом, находясь в герметичном контейнере, то глина будет чёрного цвета. Серый же оттенок является результатом соприкосновения глины с воздухом.
Существует масса факторов, влияющих на тип восстановления. Это и вид применяемого топлива, и количество воздуха, и промежуток времени между извлечением керамики из печи и раскислением.
Эксперименты с раку
Идеология раку позволяет бесконечно экспериментировать с материалами и процессом работы. Можно изменить структуру глазури для керамики. Например, добавка в виде 3—4% оксида висмута раскроет красивый перламутровый блеск, а 2—3% нитрата серебра обеспечат металлический блеск — золотистый или серебристый.
Раку раскрывает потенциал гончарного дела, это творческая импровизация на фоне простоты и гармонии.
Как это происходит на практике Вы можете посмотреть в одной из наших предыдущих статей