Главная / Биография / Социалистический этап (1917–1923)
Социалистический этап
В России Марк Шагал стал известным незадолго до начала Октябрьской революции.
В октябре 1917 года к власти пришли большевики. Давний знакомый Шагала Анатолий Луначарский стал народным комиссаром по делам искусств. Авангард набирает популярность среди политической элиты и становится знаменем новой революционной эпохи.
В августе 1918 года Шагал получил предложение занять пост заведующего по делам, связанным с изобразительным искусством. По совету Берты он отклонил предложение.
Но вскоре он согласился на предложение Анатолия Луначарского стать уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии.
Художник сразу получил задание — украсить Витебск в честь первой годовщины Октябрьской революции. Марк с воодушевлением взялся за дело. Его мало интересовала политическая сторона его должности, он был очарован новыми возможностями, которые она открывала перед ним. С детства влюбленный в родной город, Марк и мечтать не мог о том, что когда-то сможет повлиять на его облик.
В то время город Витебск представлял череду каменных и деревянных домов, которые соединялись между собой бесконечными заборами. Чтобы наполнить город яркими, живыми красками, Марк взял в помощники 120 городских маляров и их подмастерьев.
Через три часа маляры начали трудиться над общей идеей. Они рисовали на домах и заборах буржуев, которые сгибаются под молотами рабочих и крестьян, и другие пропагандистские сюжеты.
Теперь его картины, к которым прочно приклеился ярлык «непонятные», наконец-то стали востребованными. В Витебске Шагал создал школу искусств. Так как Марк был самобытным, он решил не насаждать ученикам свои взгляды, а дать им свободу самовыражения. Художник считал, что его ученики, как и он сам когда-то, должны до всего доходить сами.
Спустя некоторое время в школу пришел новый учитель Казимир Малевич — основоположник супрематизма, одного из направлений абстрактного искусства. Малевич имел свой взгляд на преподавание, отличный от шагаловского. Он обещал своим ученикам сделать из них в первую очередь профессионалов, а не гениев, как Шагал. И Малевич не слукавил: уже через пару месяцев в Третьяковской галерее выставлялись работы его учеников. Работ учеников Шагала там не было.
Отношения между художниками стали натянутыми. Со временем сторонники Малевича начали навешивать на Шагала небезопасный в то время ярлык «староватор».
Однажды, вернувшись в Витебск после очередной поездки по делам, Марк увидел свою школу с вывеской «Супрематическая академия». Шагал понял, что его положение в России как художника довольно шатко, а приспосабливаться к творческим требованиям других он не собирался. Художник, как и раньше, «не прогнулся» под давлением большинства.
Его и Берту тянет в Париж, но, увы, коммунисты закрыли границы.
В атмосфере Гражданской войны и голода в 1920 году Шагал с семьей переехал в Москву. Там он преподавал рисунок в детской колонии имени III Интернационала неподалеку от Москвы.
Популярность Марка росла. Еврейский камерный оркестр заказал ему живописное панно. Через несколько лет этот неортодоксальный театр закрыли, а полотна Шагала были спасены и скрыты Соломоном Михоэлсом в запаснике Третьяковской галереи.
Возможность уехать из страны появилась неожиданно: в Берлине снова открылась выставка картин Шагала. Вместе с Бертой он отправился в Германию, не собираясь возвращаться на родину. Выставка прошла с потрясающим успехом. На всех европейских языках начали выпускаться каталоги его картин, а также беллетризованные биографии. Теперь Марк Шагал — мировая знаменитость.
Вопреки востребованности в Германии, Шагал стремится в столицу Франции. Он часто говорил Берте, что настоящим художником можно быть только в Париже.