Главная / Публикации / Н.В. Апчинская. «Марк Шагал. Портрет художника»
Предисловие
Марк Шагал принадлежит в равной мере русской и европейской художественной культуре. Однако, если за рубежом его творчеству посвящено множество монографий, альбомов и статей, в нашей стране оно до сих пор остается еще недостаточно изученным*. Предлагаемая читателю книга — попытка рассмотреть искусство Шагала во всей полифоничности его жанров, в развитии и при этом — внутренней целостности, обусловленной единством творческого метода и взгляда на мир.
Марк Шагал. 1960-е
В своих произведениях, будь то живопись или графика, витраж или мозаика, керамика или гобелен, Шагал говорит языком пластической формы, завораживая праздничным сиянием красок, магией линий, контрастами света и тьмы. Но одновременно он рассказывает «истории», воссоздавая обыденную жизнь во всех подробностях и совершая прорыв из обыденности в иное измерение. Именно непосредственная связь реального и ирреального, временного и вечного являлась, может быть, самой существенной особенностью творчества Мастера из Витебска — равно, как и присущее ему дерзкое нарушение привычного порядка вещей и чувство свободы, понимаемой как коренное качество бытия.
Улица в Витебске. 1914
Вслед за Пабло Пикассо и Анри Матиссом Шагал отверг утвердившийся с эпохи Возрождения взгляд на живопись как на «окно в мир». Изображения являются у него скорее «моделью» мироздания и во многом отождествляются со словом, с человеческой мыслью и чувством, с душой художника. Повторяющиеся образы-символы, образы-знаки воплощают неизменные основы бытия и одновременно обладают присущей духовному миру бесплотностью, изменчивостью и свободой от земной тяжести и ограничений времени и пространства. Рожденные из глубин подсознания, они передают иррациональное начало жизни, но при этом осознанно «строятся» художником. Искусство Шагала ускользает от определений, но все же поддается логическому истолкованию — хотя его содержание, естественно, не вмещается ни в какие аналитические схемы.
Цирковая наездница. Конец 1920-х
Примечания
*. В 1910-е и 1920-е годы о Шагале писали такие блестящие искусствоведы, как А. Эфрос и Я. Тугендхольд, авторы первой русской книги о художнике, вышедшей в 1918 году и давно ставшей библиографической редкостью. В наши дни основные исследования о русском периоде творчества Шагала принадлежат перу А. Каменского.