ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

На правах рекламы:

https://sk.studio купить квартиру с панорамными окнами в Туле.

Главная / Публикации / Юлия Степанец. «Шагаловские портреты Эрнста Хансинга»

Юлия Степанец. «Шагаловские портреты Эрнста Хансинга»

Бюллетень Музея Марка Шагала. № 1 (11). 2004. С. 17.

Во время Шагаловских дней 1997 года Музей Марка Шагала получил в дар от автора — немецкого художника Эрнста-Гюнтера Хансинга — семь литографий-портретов Марка Шагала.

Хансинг известен как художник, который создал портреты знаменитых людей ХХ столетия. Среди его героев — Конрад Аденауэр, Гельмут Коль, Франсуа Миттеран, Мать Тереза, Клара Мальро, Ева Шредер, Марк Шагал и др.

Эрнст-Гюнтер Хансинг родился в 1929 году. Его детство пришлось на войну, а юность и становление — на послевоенные годы. Его здоровье в годы Второй мировой войны было подорвано — эту страшную трагедию мирового масштаба (в том числе и трагедию немецкого народа) будущий художник переживал очень остро.

Рисование стало для юноши-самоучки средством отражения действительности. В его ранних работах чувствуется острый драматизм и напряжение прошедшей войны. Он начал писать акварельные пейзажи, совершенствуя свою технику, но увлекся созданием портретов и много времени уделял теории и практике их создания.

Большое влияние на молодого Эрнста-Гюнтера Хансинга оказало знакомство с художником Оскаром Кокошкой. В одном из писем Хансингу Кокошка писал: «Художник один на один со своим сомнением и строит себя сам, выкручиваясь, как может (до тех пор, пока дышит); но вопреки непониманию и немилосердию нынешнего поколения он должен быть открытым и беспокоящимся об искусстве... У Вас талант, учитесь до конца, лишь тот, кто много умеет, сможет в конце концов достигнуть многого, если по-настоящему приложит силы».

Оскар Кокошка всегда оставался для Хансинга примером, был образцом художника. Именно Кокошка посоветовал ему сделать серию психологических портретов. У Кокошки было чутье, он вел физиономические наблюдения, создавая иногда немного жестокие портреты. Увидев первые работы Хансинга, он ободрил художника.

Положительные рецензии на работы молодого Хансинга позволили ему в 1952 году получить от французского правительства стипендию для дальнейшего продолжения учебы. Художник поступил в Парижскую школу изящных искусств. И хотя обучение в ней считалось несколько консервативным, оно оказалось для Хансинга полезным. Также он посещал одну из частных школ живописи.

Слух о молодом художнике дошел до Фернана Леже, который принял решение оказать новому дарованию свое покровительство. Он сообщил об этом Хансингу и попросил придти к нему в мастерскую. Хансинг пришел и показал одну из работ. Леже высказал свое мнение и прокомментировал его. Так началась учеба молодого художника у великого мастера. Дважды в неделю ученик показывал Леже свои работы. Фернан Леже оценивал их. Его высказывания были выразительны. Он мог одобрить работу, либо сказать: «Что это? Что с этим делать? Это — неинтересно». Леже был весьма строг, и взгляды ученика и учителя на искусство были различны. В отличие от Леже, сторонника конструктивистских, машинных форм и «механического искусства», Хансингу был ближе немецкий экспрессионизм. Он старался не допускать влияния Леже на свои работы.

В 1954 году Эрнст-Гюнтер Хансинг снова оказался в Германии, где получил стипендию для продолжения учебы в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине. Контакты с Фернаном Леже стали совсем редкими. В 1960 году, уже после смерти Леже, супруги Хансинг вместе с вдовой художника участвовали в открытии музея Фернана Леже в Бьо, где художнику представился долгожданный случай познакомиться с Марком Шагалом, которым он давно восхищался.

Вторая встреча Хансинга с Шагалом состоялась 22 октября 1983 года в Сен-Поль-де-Вансе, где жил Шагал. Хансинг вместе с женой проводил там отпуск. Супруги зашли в ресторан, где уже обедал Шагал. Хансинг совершенно не был готов к этой встрече. Однако ему пришла в голову мысль, что было бы неплохо сделать несколько набросков головы уже немолодого художника с изменяющейся мимикой лица. Но у него с собой был только почтовый конверт. Хансинг спешно трансформировал конверт в лист бумаги и стал вдохновенно рисовать. Получилось несколько очень выразительных набросков. В четких линиях рисунка узнаются очень живые глаза художника, брови, нос, рот... Шагал добродушный, Шагал ироничный, Шагал саркастический.

Позднее по этим наброскам Хансинг создал четыре черно-белые и три цветные литографии, на которых все мимические черты Шагала были изображены как бы в сжатом, концентрированном виде. Эту мимику художник усилил яркими цветами — фиолетовым и желтым, фиолетовым и красным, фиолетовым, желтым и черным. На цветных литографиях Шагал получился не шаржированным, а нереальным, сюрреа-листическим. И тем не менее этот Шагал узнаваем.

Все семь литографий, пронумерованных и подписанных автором, и были подарены Музею Марка Шагала в год 110-летия со дня рождения нашего великого земляка. Эрнст Хансинг счел нужным, чтобы его работы находились на родине художника.

Юлия Степанец,
старший научный сотрудник Музея Марка Шагала.

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.