Главная / Публикации / Юлия Степанец. «Шагаловские портреты Эрнста Хансинга»
Юлия Степанец. «Шагаловские портреты Эрнста Хансинга»
Бюллетень Музея Марка Шагала. № 1 (11). 2004. С. 17.
Во время Шагаловских дней 1997 года Музей Марка Шагала получил в дар от автора — немецкого художника Эрнста-Гюнтера Хансинга — семь литографий-портретов Марка Шагала.
Хансинг известен как художник, который создал портреты знаменитых людей ХХ столетия. Среди его героев — Конрад Аденауэр, Гельмут Коль, Франсуа Миттеран, Мать Тереза, Клара Мальро, Ева Шредер, Марк Шагал и др.
Эрнст-Гюнтер Хансинг родился в 1929 году. Его детство пришлось на войну, а юность и становление — на послевоенные годы. Его здоровье в годы Второй мировой войны было подорвано — эту страшную трагедию мирового масштаба (в том числе и трагедию немецкого народа) будущий художник переживал очень остро.
Рисование стало для юноши-самоучки средством отражения действительности. В его ранних работах чувствуется острый драматизм и напряжение прошедшей войны. Он начал писать акварельные пейзажи, совершенствуя свою технику, но увлекся созданием портретов и много времени уделял теории и практике их создания.
Большое влияние на молодого Эрнста-Гюнтера Хансинга оказало знакомство с художником Оскаром Кокошкой. В одном из писем Хансингу Кокошка писал: «Художник один на один со своим сомнением и строит себя сам, выкручиваясь, как может (до тех пор, пока дышит); но вопреки непониманию и немилосердию нынешнего поколения он должен быть открытым и беспокоящимся об искусстве... У Вас талант, учитесь до конца, лишь тот, кто много умеет, сможет в конце концов достигнуть многого, если по-настоящему приложит силы».
Оскар Кокошка всегда оставался для Хансинга примером, был образцом художника. Именно Кокошка посоветовал ему сделать серию психологических портретов. У Кокошки было чутье, он вел физиономические наблюдения, создавая иногда немного жестокие портреты. Увидев первые работы Хансинга, он ободрил художника.
Положительные рецензии на работы молодого Хансинга позволили ему в 1952 году получить от французского правительства стипендию для дальнейшего продолжения учебы. Художник поступил в Парижскую школу изящных искусств. И хотя обучение в ней считалось несколько консервативным, оно оказалось для Хансинга полезным. Также он посещал одну из частных школ живописи.
Слух о молодом художнике дошел до Фернана Леже, который принял решение оказать новому дарованию свое покровительство. Он сообщил об этом Хансингу и попросил придти к нему в мастерскую. Хансинг пришел и показал одну из работ. Леже высказал свое мнение и прокомментировал его. Так началась учеба молодого художника у великого мастера. Дважды в неделю ученик показывал Леже свои работы. Фернан Леже оценивал их. Его высказывания были выразительны. Он мог одобрить работу, либо сказать: «Что это? Что с этим делать? Это — неинтересно». Леже был весьма строг, и взгляды ученика и учителя на искусство были различны. В отличие от Леже, сторонника конструктивистских, машинных форм и «механического искусства», Хансингу был ближе немецкий экспрессионизм. Он старался не допускать влияния Леже на свои работы.
В 1954 году Эрнст-Гюнтер Хансинг снова оказался в Германии, где получил стипендию для продолжения учебы в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине. Контакты с Фернаном Леже стали совсем редкими. В 1960 году, уже после смерти Леже, супруги Хансинг вместе с вдовой художника участвовали в открытии музея Фернана Леже в Бьо, где художнику представился долгожданный случай познакомиться с Марком Шагалом, которым он давно восхищался.
Вторая встреча Хансинга с Шагалом состоялась 22 октября 1983 года в Сен-Поль-де-Вансе, где жил Шагал. Хансинг вместе с женой проводил там отпуск. Супруги зашли в ресторан, где уже обедал Шагал. Хансинг совершенно не был готов к этой встрече. Однако ему пришла в голову мысль, что было бы неплохо сделать несколько набросков головы уже немолодого художника с изменяющейся мимикой лица. Но у него с собой был только почтовый конверт. Хансинг спешно трансформировал конверт в лист бумаги и стал вдохновенно рисовать. Получилось несколько очень выразительных набросков. В четких линиях рисунка узнаются очень живые глаза художника, брови, нос, рот... Шагал добродушный, Шагал ироничный, Шагал саркастический.
Позднее по этим наброскам Хансинг создал четыре черно-белые и три цветные литографии, на которых все мимические черты Шагала были изображены как бы в сжатом, концентрированном виде. Эту мимику художник усилил яркими цветами — фиолетовым и желтым, фиолетовым и красным, фиолетовым, желтым и черным. На цветных литографиях Шагал получился не шаржированным, а нереальным, сюрреа-листическим. И тем не менее этот Шагал узнаваем.
Все семь литографий, пронумерованных и подписанных автором, и были подарены Музею Марка Шагала в год 110-летия со дня рождения нашего великого земляка. Эрнст Хансинг счел нужным, чтобы его работы находились на родине художника.
Юлия Степанец,
старший научный сотрудник Музея Марка Шагала.