Главная / Публикации / Инго Ф. Вальтер, Райнер Метцгер. «Марк Шагал»
Война и революция в России 1914—1923
«Витебск — это замкнутый мир, единственный в своем роде город, несчастный город, скучный город». И все же, по сравнению с тем, что Шагалу пришлось пережить в последующие годы, прилагательное «скучный» скорее стоило бы применить к Парижу, а не к родному городу. Годы, проведенные во Франции, были заполнены работой, а жизнь круга артистической богемы, в котором оказался Шагал, не была богата событиями. Реальная жизнь большого города гораздо меньше вдохновляла Шагала, чем его собственный внутренний мир, который и был подлинным источником его жизненной энергии. В России и он сам, и его искусство оказались во власти войны и революции, поставивших под угрозу само его существование.
Автопортрет. 1922—1923. Литография. 24,5×18,2 см
На его автопортрете (слева), который он написал вскоре после возвращения, нет и малейшей претенциозности. По сравнению с ранней версией, созданной в 1909 году, художник показывает нам совсем другого человека. Недоверчиво, даже несколько таинственно он выглядывает из-за зеленых ветвей, готовый в любой момент скрыться снова. Здесь Шагал подчеркивает мягкие, женственные черты своего лица. Он похож на ребенка, намазавшегося румянами (когда-то он любил это делать). Несомненно, эта картина могла отвечать ожиданиям его семьи, хранившей такой его образ все эти годы. И кроме того, портрет запечатлел страх Шагала перед призывом в царскую армию. Лишенное каких бы то ни было признаков мужественности лицо говорит о том, что его обладатель стал бы на этой войне только пушечным мясом, — а многие считали это единственной участью, достойной евреев.
Молящийся еврей (Витебский раввин). 1914. Холст, масло. 104×84 см. Музей современного искусства, Венеция
«Война» — единственное слово, которое можно разобрать на первой странице «Смоленского вестника», газете, которая лежит на столе между двумя разговаривающими мужчинами. Разговор, вероятно, идет о той страшной бойне, которую предстояло пережить Европе. Старый еврей, подперев руками подбородок, погружен в размышления о воинской повинности, которую царский режим возложил на его народ с незапамятных времен. Не проявляет энтузиазма и его визави — буржуа, судя по костюму и шляпе, в растерянности потирающий лоб. В этой картине чувствуется влияние сезанновских «Игроков в карты», но Шагалу здесь явно не до игры. Все полотно пронизано тревогой и смятением. Не мог Шагал выдавить из себя то громкое «ура», с которым многие его друзья (в том числе Аполлинер) отправились на войну.
Смоленский вестник. 1914. Бумага на холсте, масло. 38×50,5 см. Художественный музей, Филадельфия
«Вы видели того старика за молитвой? Так это он. Как было бы чудесно вот так спокойно работать. Иногда около меня останавливалась фигура, какой-то человек, такой старый и трагический, что он казался мне ангелом. Но оставаться рядом с ним больше получаса было невозможно. Вонял он ужасно». Ласково, шутливо, со светской беспечностью человека из большого мира касается Шагал того малого мира, в котором он вырос и который он перерос. Такие картины, как «Молящийся еврей (Витебский раввин)» (слева) или «Праздничный день (Раввин с лимоном)», держатся на непосредственном обаянии своих персонажей, и мы ощущаем извечное достоинство этих престарелых служителей веры. В то же время очевидно, что Шагала не устраивает их безмятежность, которую он теперь не мог разделять. Эти картины — настоящие иконы уходящих времен.
День рождения. 1915. Холст, масло. 81×100 см. Музей современного искусства, посмертный дар Л.П. Блисса, Нью-Йорк
25 июля 1915 года Шагал женился на Белле, которую он любил все эти годы разлуки. Многое препятствовало этой свадьбе, но прежде всего недовольство родителей Беллы, мечтавших о зяте из «хорошей семьи». Однако вскоре они смирились, тем более что через девять месяцев, почти день в день, родилась малютка Ида. При всех этих волнениях молодые были на седьмом небе от счастья, и свидетельством тому — картина «День рождения» (вверху). Шагал скрупулезно выписал узоры диванной подушки и скатерти: он хотел с максимальной точностью воспроизвести обстановку комнаты. Любовь, запечатленная на этой картине, развертывается в реальной обстановке, его возлюбленная уже не видение, она существует в действительности. «Стоило только открыть окно, — пишет Шагал, — и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы... Одетая в белое или в черное, она парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве».
Праздничный день (Раввин с лимоном). 1914. Картон на холсте, масло. 100×81см. Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф
Чтобы передать все счастье и всю радость, которые он испытывал с Беллой, Шагалу нужны были поэтические слова. Та головокружительная свобода от земного тяготения, которую мы видим на некоторых картинах этого периода, — это просто перевод поэтической метафоры на язык живописных образов.
Лежащий поэт. 1915. Картон, масло. 77×77,5 см. Собрание попечителей галереи Тэйт, Лондон
Слово «поэзия», часто прилагаемое к искусству Шагала, наиболее точно выражает это отождествление словесного и изобразительного языков.
Праздник Кущей. 1916. Гуашь. 33×41см. Галерея Розенгарт, Люцерн
Шагал и Белла мечтали о беззаботной деревенской жизни. «Как хорошо просто полежать на траве», — говорит Шагал своей живописной идиллией «Лежащий поэт» (слева). У нижнего края полотна во всю длину вытянулся поэт, а вверху — то ли в действительности, то ли в воображении поэта — идиллическая картина природы. «Наконец-то мы одни в деревне. Леса, сосны, уединение. Луна над лесом. Свинья в хлеву и через окно — лошадь на лугу. Сиреневое небо», — вспоминал Шагал в автобиографической книге «Моя жизнь». И здесь точно не сказано, идет ли речь о собственной жизни или той самой картине. Просвечивание и взаимозамена воображаемого и реального, свойственные живописи Шагала, — это как раз то, что сообщает силу и жизнь поэзии: сознательная игра с неточностью и многозначностью.
- «Долой натурализм, импрессионизм и реалистический кубизм... Предадимся нашему собственному безумию! То, что нужно — это очистительная кровавая баня, не поверхностная, но глубинная революция».
Марк Шагал
Однако игра игрой, но в этих картинах создавался не тронутый порчей мир, в котором все прекрасно, мир, где можно было спастись от суровой действительности военных лет.
Белла. 1925. Офорт, сухая игла. 22,5×11,6 см
Вскоре, однако, эта действительность настигла Шагала. Военной службы было не избежать. Чтобы не оказаться на фронте и тем самым не покалечить тело и душу, он поступил на работу в петербургскую контору своего шурина, работавшую на военные нужды. Работа в таких конторах приравнивалась к военной службе. Теперь Шагал проводил свои дни в Петербурге, штампуя, как заведенный, документы; к живописи его не тянуло.
- «Она по утрам и вечерам таскала мне в мастерскую теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски тканей для драпировок и даже дощечки, служившие мне палитрой. Стоило только открыть окно — и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы. С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве».
Марк Шагал. «Моя жизнь»
В Париже, где художественная жизнь била ключом, Шагал мало слышал о стремительном развитии русского искусства в эти предвоенные годы, превратившем русский авангард из провинциального явления в феномен мирового значения. В 1912 году он участвовал в выставке группы «Ослиный хвост», послав туда из Парижа картину «Мертвец». В 1916 году Шагал с некоторым запозданием обратился к примитивизму в духе Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова; это особенно видно в картине «Праздник Кущей». Угловатые, нарочито неловкие фигуры перемещаются в пространстве, не имея, кажется, никакого отношения к тому окружению, в которое их поместил художник. Их изображения, только в профиль или анфас, напоминают детский рисунок: нет ни теней, ни цветовых нюансов, — все это было бы неуместно в данной грубоватой сцене. Только смутными намеками на кубизм в изображении крыши беседки Шагал показывает, что грубая отделка картины сознательна и не говорит о нехватке мастерства. Запертый в своей тесной и убогой конторе, художник не мог работать в той летящей и танцующей живописной манере, в которой написаны картины, вдохновленные Беллой (см. справа). Простой и лаконичный стиль «Праздника Кушей» точно отражает тогдашнее эмоциональное состояние Шагала.
Белла в белом воротнике. 1917. Холст, масло. 149×72 см. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
А потом произошло событие, которое, как считал Шагал, было важнейшим в его жизни и которое продержало его, как и многих других, в напряжении и тревоге несколько лет. Живя в столице, сердце страны, он был свидетелем того, как призывы к борьбе против прогнившего царского режима переросли в революцию. В течение десяти дней, которые потрясли мир, Петербург перешел в руки большевиков. «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву» (Иез. 37,12), — эти слова из видения Иезекииля начертаны еврейскими буквами на «Воротах кладбища», картине, которую Шагал тогда писал.
Могила отца художника. 1922. Лист 19 из серии «Моя жизнь». Гравюра сухой иглой. 10,8×14,9 см
Бурный поток перемен захватил весь народ, и потому использование Шагалом ветхозаветного пророчества в знак торжества по поводу грядущих перемен к лучшему не казалось богохульством. Большевики вывели Россию из войны, и евреи наконец-то получили равноправие. В этот ранний период революции царил ничем не омрачаемый оптимизм.
- «В косоворотке, с кожаным портфелем под мышкой, я выглядел типичным советским служащим».
Марк Шагал. «Моя жизнь»
Ленин назначил наркомом просвещения А. Луначарского, с которым Шагал был знаком еще по Парижу. В те годы Луначарский был эмигрантом и зарабатывал на жизнь статьями для русскоязычной периодики. В сентябре 1918 года благодаря этому знакомству Шагал получил официальный пост уполномоченного по изобразительному искусству в Витебске. На этой начальной стадии революции власть высоко ценила искусство, и казалось, что эстетика и политика будут содействовать друг другу в стремлении к светлому будущему. Коммунисты считали, что и искусство, и их концепция государства противостоят позициям буржуазии и общими усилиями приведут к созданию лучшего мира. Старая мечта об искусстве для искусства была заменена идеей искусства, подчиняющегося требованиям реальности.
Ворота кладбища. 1917. Холст, масло. 87×68,5 см. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж Дар Иды Шагал
Полный энтузиазма, Шагал с головой ушел в новую для него деятельность. Он организовывал выставки, открывал музеи, основал художественную школу. Убежденный индивидуалист, решительный поборник странного и необычного в искусстве, он стал сторонником безликости и равенства: «Поверьте, преображенный рабочий класс будет готов штурмовать высоты искусства и культуры». Он стал безоговорочным сторонником коммунистических идей.
Крестьянская жизнь (Стойло, ночь, мужчина с кнутом). 1917. Картон, масло. 21×21,5 см. Музей С.Р. Гугенхейма, Нью-Йорк
В честь первой годовщины революции Шагал собирался украсить Витебск праздничным декоративным убранством. Но хотя он и следовал предписанной властями идеологии в таких работах, как «Война дворцам», реакция ортодоксальных товарищей была единодушной: «Почему корова — зеленая? Почему лошадь летает по небу?» — спрашивали они в замешательстве, как вспоминал художник. «Какое это имеет отношение к Марксу и Ленину?» Едва он начал идентифицировать себя с новым строем, как столкнулся с упорными требованиями обратить свое искусство на решение политических задач. Картина «Художник: к Луне», датированная 1917 годом, но написанная не раньше 1919-го, была ответом на эти требования: Шагал упрямо настаивал на своем праве на художественное вдохновение. Знакомая фигура художника, погруженного в мечты, парит в пространстве, словно вырвавшись из этого мира в царство воображения и неземного восторга. Его голова увенчана лавровым венком, и этот древний символ поэтической славы красноречиво свидетельствует о том, что художник намерен создавать свою собственную реальность.
Художник: к Луне. 1917. Бумага, гуашь и акварель. 32×30 см. Собрание Маркуса Динера, Базель
Вскоре в художественной школе, возглавляемой Шагалом, появилось много новых имен — отчасти потому, что Витебску удалось избежать голода, охватившего всю страну. Корифеи российского авангарда один за другим переезжали в провинцию; с появлением в Витебске таких художников, как Эль Лисицкий и Казимир Малевич, здесь воцарился дух богемы. Неизбежные конфликты, связанные с борьбой различных направлений в искусстве, скоро поставили под угрозу будущее Шагала. В 1915 году Малевич на выставке в Петрограде произвел сенсацию своим «Черным квадратом» и стал признанным лидером нового искусства. Умозрительное равновесие абстрактных цветовых полей, которое Малевич отстаивал под именем «чистой живописи», как и его тезис, что искусство должно порвать все связи с видимой реальностью, были для Шагала как кость в горле. Пока он был в командировке в Москве, Малевич устроил «дворцовый переворот» и провозгласил художественную школу Супрематическим институтом. Правда, потом Шагал вернул себе и директорский пост, и должное уважение, но все это вызвало у него глубокое недоверие к революции и революционному пониманию искусства. В мае 1920 года художник покинул Витебск и переехал с семьей в Москву.
Музыкант. 1922. Дополнительный лист к серии «Моя жизнь». Гравюра сухой иглой. 27,5×21,6 см
И все же даже ему не удалось полностью избежать влияния Малевича. Медитативное равновесие монохромных геометрических форм в картине «Крестьянская жизнь» (слева), датированной 1917 годом, но на деле написанной в 1919 году в Витебске, — очевидным образом связано с программными установками Малевича. Однако Шагал населяет эту абстрактную схему своими привычными персонажами и интерпретирует цветовые поля как сферы реальной жизни: мужчина с кнутом и женщина с козой в архетипическом противостоянии занимают каждый свою плоскость. Спокойный геометрический порядок, служивший Малевичу метафорой внутреннего мира мыслей и чувств, под кистью Шагала обретает конкретный смысл и попадает в основной репертуар мотивов, используемых художником для изображения жанровых сцен.
Зеленый скрипач. 1923—1924. Холст, масло. 198×108,6 см. Музей С.Р. Гугенхейма, Нью-Йорк
В новой столице семья художника жила довольно бедно. Шагал любил театр и работал для Камерного еврейского театра, но этих денег едва хватало на самые насущные нужды. Он создал монументальные фрески для фойе и зрительного зала, где изобразил различные аллегории, связанные с театром; «Зеленый скрипач» (справа), написанный в 1923—1924 годах, — это повторение фрески, посвященной Музыке, ее точная, но уменьшенная копия. Знакомая фигура скрипача не утратила для Шагала своей привлекательности, и теперь, в пору глубокой депрессии, стала для него своего рода талисманом-оберегом.
Три акробата. 1926. Холст, масло. 117×89 см. Частное собрание
Материальная поддержка, которую государство оказывало художникам, зависела от того, насколько политически полезными оно считало их произведения. В этой иерархии, которую выстраивал в основном Малевич, бывший невысокого мнения о своем коллеге, Шагал занимал одно из последних мест. «Я думаю, революция могла бы быть великим делом, если бы она уважала не только свое, но и другое», — писал Шагал в «Моей жизни», которую в то время как раз заканчивал. Именно уважения к своей страсти ко всему необычному не хватало Шагалу при новом порядке; тоталитарной тенденции стричь всех под одну гребенку были чужды призывы Шагала отдаться во власть фантазии. Без денег, без успеха, без перспектив ему не было смысла оставаться в стране, которая уже называлась Советским Союзом. Луначарский устроил семье Шагала заграничные паспорта, чтобы они смогли уехать.
И тогда Шагал вспомнил о Вальдене, владельце галереи в Берлине, и о своем былом успехе, которого он был лишен так много лет. Он решил возобновить свои берлинские связи и, продав накопившиеся полотна, обеспечить себе средства к существованию. Когда он приехал в Берлин летом 1922 года, то увидел, что там его имя еще чего-то значит. Вальден продал картины, оставленные ему Шагалом, и положил деньги на банковский счет художника. Однако гиперинфляция, поразившая в то время Германию, обесценила их, так что Шагал остался и без денег, и без картин.