ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Марк Шагал. «Ангел над крышами»

А. Вознесенский. «Васильковый человек»

Когда в московскую золотую осень — после долгих темных лет запрета — в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка Марка Шагала, поклонники живописи стояли по 20 часов, чтобы увидеть работы великого художника. Я посетовал на открытии выставки на то, что нет васильков, любимых цветов голубоглазого мастера, чтобы поставить их к портрету. Через день море васильков затопило музей — их несли охапками, ведрами. Не знаю, откуда их привезли в осеннюю пору — видно, самолетами. Не странно ли, что этот воспетый Апухтиным полевой цветок стал любимым для решительного авангардиста, разрушителя канонов и сантиментов? А может быть, в этих синих остроугольных осколках отразилась режущая душу судьба художника, которого на родине считали сорным цветком, вредным для поля несмотря на гениальную голубизну его кисти? Или именно благодаря ей?

Он был поэтом от рождения. В фантастических плоскостях его картин летают зеленые беременные козы, красные избы и парят влюбленные. Его кочевой Витебск летал по миру.

Говорят, что обычно у художника язык в пальцах, что он разговорчив лишь на полотне. Шагал был художником, поэтом и в слове. В дневниках, в письмах, в стихах, которые он писал всю свою жизнь, он — васильковый человек, он раним, сентиментален. Я пытался переводить, вернее, писать вариации на темы его стихов. Удивительное совпадение его строф с его живописью — те же мотивы, та же, вопреки распространяемой клевете, неистребимая любовь его к Витебску, который он называл своим Парижем, вернее, Париж — Витебском. В стихах все неплотно, зыбко, мир как бы без скорлупы. Хорошо, что наконец отечественное издательство издает словесный дневниковый мир великого мастера. Собственно, и московская выставка была под стать откровенному дневниковому письму — ее составили интимные собрания его семьи и вещи из тайных запасников наших музеев. Среди возвращающихся сегодня к нам перелетных сокровищ духа — Платонов, Набоков, Мейерхольд, Филонов — число их велико!

Марк Шагал известен во всем мире прежде всего как художник. Его живопись в нашей стране вызывала неоднозначную реакцию зрителей и горячие дискуссии искусствоведов. Однако Шагал оставил и довольно обширное литературное наследие: опубликованное в различных зарубежных изданиях, оно мало известно в СССР и на русский язык почти не переводилось.

Это первое издание, осуществленное на русском языке, включает стихи, прозу, статьи, выступления и письма художника; иллюстрированное фрагментами работ М. Шагала и снабженное необходимым справочным материалом, оно дает недвусмысленный ответ на многие вопросы, связанные с жизнью и творчеством художника и его воззрениями на мир и искусство.

Шагал один из драгоценнейших. Не случайно его любили поэты — Маяковский, Ахматова, Аполлинер, Арагон. Поэтом он был и в иллюстрациях — подобно поэтичному черно-белому кино: летят страницы гоголевских «Мертвых душ». В графике он лаконичен, как в стихе. Когда он иллюстрировал мое стихотворение «Зов озера», он зыбко вел линию, как будто дрожит голос при чтении.

Мне выдалось счастье видеться с ним, беседовать, слышать его застенчивый, удивленный голос. Муза его кисти, вдова художника Валентина Георгиевна Шагал вспоминает в московском интервью, что Марк Захарович любил говорить часами именно об искусстве, о судьбе художника. Его формулы искусства озаренны, человечны, под спасительным флером иронии. Сейчас благодаря издательству горькие и счастливые слова витебского гения века услышат тысячи наших читателей. С новым возвращением на родину, великий мастер!

Андрей Вознесенский

  К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.