Главная / Публикации / Марк Лисневский. «Искусство, рожденное Торой»
Глава 1. Общие правила и частности
Книга, которую мы представляем нашему читателю, составлена на основе нескольких журнальных статей-интервью (опубликована была лишь одна из них)1 и монографии, посвященной витражам Марка Шагала2. Тема книги — еврейское искусство. Тема необъятная, так что, конечно, многие теоретические и практические проблемы, а также разбор профессионального абстрактного и фигуративного искусства — творчества таких известных художников, как Каплан, Леон, Агам, Купферман и других современных еврейских мастеров, останутся за рамками этой работы. Здесь мы ограничиваемся кратким анализом ряда работ Шагала и Сутина.
Первый вопрос, который возникает у многих в связи с этой темой и который является предметом многочисленных споров, в том числе и среди искусствоведов, это — существует ли вообще такое явление, как «еврейское искусство»?
Честно говоря, полемика эта непонятна. О чем спорить при наличии таких огромных музейных коллекций? Как отрицать очевидное? Еврейскому искусству более трех тысяч лет. Его национальный характер и своеобразие, глубоко укорененные в Торе и еврейской традиции, на мой взгляд, бесспорны.
Но, спросите вы, разве именно Тора изначально не ограничивает нашу возможность заниматься искусством, запрещая любого вида изображения и скульптуры?
Действительно, Тора предписывает нам: «Не делай себе скульптуры и картины». Но трактовать это как полный запрет значит совершать широко распространенную ошибку в понимании данной заповеди. Как и всякая заповедь, она требует анализа, и анализ этот нашими мудрецами предпринят.
Посмотрим, как этот вопрос рассматривается в Талмуде и у комментаторов Торы.
Один из комментаторов Торы Бааль а-Турим обращает наше внимание на то, что гематрия (буквы еврейского алфавита имеют численное значение, гематрия — сумма численных значений букв в слове) слова «картина» (тмуна) равна гематрии слов «лицо человека» (парцуф адам), что указывает на связь между двумя этими понятиями. На основании этой связи мудрецы заключают, что речь идет о запрете на изображение лица анфас, т.е. на портретное изображение. Ведь чего мы в данном случае опасаемся? Чего стремимся избежать? Идолопоклонства. Поклонения портретам, бюстам, статуям, скульптурным изображениям животных (вспомним золотого тельца) и вообще любому изображению, которое может быть использовано для идолопоклонства. А вот, скажем, изображение лица в профиль разрешено еврейским законом, поскольку оно показывает лишь половину лица и один глаз, т.е. не является, так сказать, цельным, и можно не опасаться, что идолопоклонники станут молиться такому «несовершенству». И мы, в самом деле, часто встречаем изображения фигур и лиц в профиль в произведениях еврейского искусства.
Надо понимать, что суть рассматриваемого запрета не в недопустимости идолопоклонства — это отдельная заповедь, а в запрете изготовлять предметы, могущие служить идолопоклонству, и пользоваться ими.
Обратимся снова к формулировке рассматриваемой нами заповеди. Как мы видим, первым в ней стоит запрет на скульптуру. Это, как все в Торе, не случайно. Один из важнейших принципов иудаизма провозглашает, что Всевышний не только Создатель мира, но что Он каждый миг поддерживает и возобновляет Свое творение, управляя всеми событиями без исключения. А все сотворенное существует только миг, и нет никаких гарантий, что какое-либо творение будет существовать и в следующее мгновение. Все зависит лишь от Творца.
Скульптурное изображение, объемное по определению, как бы бросает вызов этому принципу. Хотя оно отражает лишь один миг жизни, но создает иллюзию увековечивания изображения, как будто скульптура независима в своем существовании и обладает собственной реальностью. Примером может служить воздействие на зрителя скульптурных изображений богов и героев, которым поклонялись греки периода эллинизма. Да и у других народов предметами поклонения служили идолы, «вырезанные из дерева и камня». Предписание Торы «не делай себе скульптуры» относится главным образом к «круглой скульптуре», т.е. отдельно стоящей статуе, которую можно обойти вокруг, как те, что обычно стоят на городских площадях, независимо от того, бюст ли это или изображение в полный рост. Запрещен также горельеф, поскольку он производит впечатление скульптуры, выступающей из стены. Барельеф же разрешен. И даже распространен, например, на надгробьях.
...И частности: куклы и снежные бабы, фотографии и наброски
В быту мы нередко сталкиваемся с предметами, которые можно было бы классифицировать как скульптуру или рисунок. Возьмем, например, куклу. Или книжную иллюстрацию. Как к ним относиться?
Что касается кукол, то по одному из мнений тут вообще нет никаких проблем: никому не придет в голову молиться на куклу, которую ребенок может таскать за косу по лужам. Пренебрежительное отношение лишает вещь ее значимости и ценности, так что предмет, к которому такое отношение допускается, объектом идолопоклонства стать не может. По тому же принципу разрешены гротескные, карикатурные изображения.
По другому, устрожающему мнению, если кукла уж очень похожа на человека, можно просто отбить ей, скажем, кусочек носа или уха. По мнению многих авторитетов, в числе которых — Хатам Софер, допустимо изображение фигуры человека, если она воспроизведена частично или в чем-то не закончена.
В детских книжках допустимы и иллюстрации. То же — в различных учебных пособиях: рисунки, помогающие лучше понять Мишну или — возьмем совсем другую область — медицинскую литературу, объектом поклонения никак стать не могут.
Относительно книжной графики существует много облегчений (так называется в иудаизме смягчение запретов) в том, что касается человеческих фигур, ибо подобные рисунки носят, в основном, прикладной характер, объясняющий текст.
В процессе обучения живописи, во время занятий, можно делать наброски лица и фигуры с натуры, так как это явно учебный рисунок. Не возникает никаких проблем с тем, что просуществует лишь ограниченное время. Поэтому можно лепить с детьми фигурки из пластилина, делать снеговиков, «скульптуры» из мокрого песка, печь торты и печенья с различными изображениями.
Вы наверняка замечали, что в еврейских домах часто можно видеть фотографические изображения родителей, современных раввинов и мудрецов Торы. Это все разрешено, так как изображение появляется на экране фотокамеры само собой, не являясь, следовательно, прямым творением рук человека.
Однако все запреты мы еще не исчерпали. Запрещено изображать звезды, луну и солнце. Но опять-таки можно изображать их, если они частично скрыты. Например, облаками. Вновь речь идет об уменьшении значимости возможного объекта поклонения. Звезды разрешено изображать в виде дисков без лучей, как «кружочки».
На нефигуративную живопись, пейзаж и натюрморт нет никаких запретов. Разрешено плоское или барельефное изображение животных, птиц, плодов, растений и использование их в орнаментальных композициях.
Запрещены любые нескромные изображения. Отметим, что это запрещается по другим причинам, не связанным с идолопоклонством. Запрещена татуировка на теле.
Нельзя чеканить и отливать из металла семисвечник в форме храмовой меноры (но можно изготовить светильник с шестью или восемью свечами).
Существуют запреты и в области архитектуры. Запрещено строить жилое или общественное здание с пропорциями и внешним видом Храма. Ведь Храм — это никоим образом не просто архитектурное сооружение декоративного типа.
Что касается внутреннего убранства, то, например, росписи в синагогах разрешены на потолке и на стенах выше человеческого роста, в противном случае изображения отвлекают человека от молитвы. По поводу парохет — занавеса на Ковчеге Завета в синагоге, где хранятся свитки Торы, мнения расходятся. Многие авторитеты запрещают расшивать парохет. Но обычай оказался очень живучим и сегодня во многих синагогах можно видеть расшитый парохет с изображениями львов, корон, пальм, с символами двенадцати колен Израиля и видами Иерусалима3.
Итак, мы видим, что запреты Торы касаются четко очерченного круга тем и произведений живописи и скульптуры, оставляя широкое поле деятельности для художественного творчества. Более того. Как покажет, мы надеемся, последующий анализ еврейского народного искусства и творений еврейских профессиональных художников, произведения эти вдохновлены Торой.
Примечания
1. Рут Соминская. Об еврейском искусстве... Журнал «Черным по белому», декабрь 2008, Иерусалим.
2. Марк Лисневский. Стеклянные палитры. Иерусалим, 2005.
3. Приводимые нами здесь примеры, конечно же, никак не могут являться прямым руководством к действию, и в каждом конкретном случае, связанном с художественной практикой и художественным воспитанием, следует обращаться к алахическим авторитетам.