Главная / Публикации / Марк Лисневский. «Искусство, рожденное Торой»
Глава 2. Еврейское народное и прикладное искусство
Для начала обратимся к прикладному искусству. Рассмотрим такой образец чисто еврейского искусства как ханукия, светильник, который евреи зажигают в честь праздника Ханука. Историю Хануки читателям, я думаю, представлять не надо. Чудес в еврейской истории было немало, но только два из них, не упомянутые в Торе напрямую, вошли в еврейский праздничный цикл. Это Ханука и Пурим.
Конец четвертого века до нашей эры. Расцвет эллинистического искусства. Греческая литература, греческая философия, греческий театр, греческий спорт, скульптура и архитектура, прикладные искусства. Из небольшого содружества независимых городов-государств Эгейского полуострова Греция превратилась в империю, распространившуюся по обе стороны Средиземного моря, по побережью Черного моря, возникают греческие колонии и в Крыму. С другой стороны — Сирия, Персия, Египет...
В каждой захваченной стране все идет по запланированному сюжету: внедрение эллинистической культуры на фоне подавления местной. Процесс базируется на идеологической основе: греки твердо верили, что их культура — самая прогрессивная и высокая в мире. Надо отдать должное, все у них получалось. Им удалось эллинизировать даже Персию.
До какого-то момента эллинизация довольно успешно проводилась и на Святой Земле. Началось так называемое «греческое изгнание», отличавшееся от других тем, что евреи не были физически изгнаны из своей страны и Храм не был разрушен. Греки даже не упразднили должность еврейского первосвященника, запретив лишь отдельные заповеди — субботу, рош ходешь (новомесячье) и обрезание. Другое дело, что теперь первосвященник должен был прославлять их, греческие, ценности!
Маленькая группа коэнов из семейства Хашмонеев — людей, никогда не державших в руках оружия! — подняла восстание против греческого порабощения. После трехлетней партизанской войны восставшим удалось отвоевать Иерусалим и Храм.
Дальше — чудо с кувшином масла, происшедшее, когда было возобновлено зажигание храмового светильника — меноры. Без этого можно было бы подумать, что достигнутая победа — дело лишь рук человеческих. Чудо наглядно показало, Кто стоит за всем происшедшим.
Праздник Ханука — отражение этих событий, а менора — его центральный символ. Свет ханукальных светильников, которые мы зажигаем все восемь праздничных дней, выполняя заповедь пирсумейниса — возглашение о чуде, напоминает о чуде с менорой и маслом. Заметим, что менора воплощает в себе еврейское представление о пространстве и времени. В еврейском представлении весь мир произошел из одной точки и распространился по шести направлениям (вверх-вниз-вправо-влево-вперед-назад). Поместив их в одну плоскость, мы получим менору: шесть ветвей, отходящих от центрального ствола. С другой стороны, в меноре заложена также идея времени: мы говорим о шести днях недели, черпающих свои силы от субботы (в еврейском языке нет названия дней недели — есть только порядковые числительные по отношению к субботе).
Поэтому в декоративном оформлении ханукийот мы встречаем символические изображения меноры, Скрижалей Завета, корзины с плодами, приносимыми в Храм, головного убора первосвященника, львов (символ Иерусалима) или оленей (символ Земли Израиля), а также другие символы, связанные с Храмом. Это не просто декоративно-прикладное искусство! Это цепь осмысленных символов. Примером еврейского народного искусства в повседневной, будничной жизни могут служить такие произведения, как мизрахи (мизрах буквально — «восток» на иврите, а параллельно — аббревиатура фразы «Мицад Зе Руах Хаим», что значит — «с этой стороны — дух жизни»), Мизрахи в свое время украшали многие еврейские дома в Восточной и Северной Европе (Польше, Украине, Галиции, Германии ит.п.). Но они не были простым украшением еврейского дома. Их содержание намного глубже чисто декоративного. Речь идет о вырезках из бумаги, которые помещали на стене комнаты, обращенной в сторону Святой Земли и Иерусалима. В «узорах» мизраха в символической форме закодирована память о Святой Земле Израиля и о Иерусалиме, показана неразрывная связь с Творцом, упование на Его помощь в возвращении на Родину. Смысл, который вложен в его название («с этой стороны — дух жизни»), подчеркивает, что все свои жизненные силы еврейский народ получает от Всевышнего.
Кстати, в Израиле сегодня тоже можно видеть мизрахи, служащие одновременно и украшением, и ориентиром для направления молитвы, к примеру, в сукке.
Рассмотрим типичный мизрах. Галиция, конец XIX века. В центре — стилизованная менора — семисвечник, символ Храма и мудрости еврейского народа. Мудрость еврейского народа — это Тора. Семь ветвей, исходящих из одного ствола, символизируют Единый Источник мудрости и света. По обе стороны меноры — две колонны, знак памяти о разрушенном Храме. Те самые два легендарных медных столба Боаз и Яхин, стоявшие при входе в Храм, которые можно встретить на завесах Ковчега Завета во многих синагогах и на ханукальных светильниках. Выше — маген Давид, внутри которого вырезано слово мизрах.
В композициях мизраха нередко также присутствуют изображения оленей, львов, птиц и рыб. Олень (цви) — символ Земли Израиля, называемой Эрец а-цви1. Лев — эмблема колена Иеуды и соответственно — символ Иерусалима. Голубка и рыбы — также символы еврейского народа. Дети Иосефа — Эфраим и Менаше — получили благословение отЯакова: «И размножатся, как рыбы». Талмуд объясняет, что злой глаз, не имеющий власти над рыбами, скрытыми в пучинах вод, не имеет власти и над потомками Иосефа. Народ Израиля нередко называют «остатком Иосефа», имея в виду, что именно этим благословением евреи были спасены от злого глаза Амана. Своим чудесным существованием на протяжении тысячелетий наш маленький народ обязан своей связи с Всевышним. И эту связь с Всевышним каждый еврей ощущает в наивысшей степени у Стены Плача в Иерусалиме, на которую, по идее, и указывает мизрах.
Как видите, даже краткий обзор мизраха открывает нам наличие еще одного уровня, скрывающегося за внешней декоративностью. Уровня, наполненного глубоким символическим содержанием. Такая композиция, состоящая из символов, требует соответствующего цветового и пространственного решения. Сквозь прорези переднего плана проступает сияние фона — как правило, различных оттенков золотого или синего. От этого все пространство мизраха кажется наполненным особым светом. Возможно, в какой-то мере здесь можно провести параллель с тем светом, который излучали буквы на Скрижалях Завета, вытесанных Моше-рабейну по приказу Творца из драгоценного камня сапфира. Свет — это речения Всевышнего, ставшие буквами — заповедями на скрижалях. Скрижали были прорезаны буквами насквозь, и каждая буква излучала свет.
Важно знать, что еврейская символика многозначна. Она почерпнута из Торы, а Тора по-разному прочитывается и комментируется на разных уровнях (пшат, ремез, драш, сод). Возьмем, для примера, изображения на могильных плитах еврейских кладбищ Украины, Литвы, Белоруссии.
На женских надгробиях обычно изображаются светильники, часто вместе с изображением рук, простертых для благословения над субботними свечами.
На мужских надгробиях мы можем видеть арки, увитые виноградом, семисвечники, свитки Торы, книжные полки, увенчанные коронами.
На могилах коэнов можно видеть кисти рук, сложенные для благословения еврейского народа.
Все это — не только декоративные элементы. Каждый из этих символов имеет определенное толкование в еврейской традиции. Их можно расшифровать, сопоставляя с аналогичными изображениями на синагогальных вышивках, изделиях из серебра и резного дерева. Короны на надгробиях могут соотноситься с разными предметами и надписями. Иногда это короны над Ковчегом Завета, иногда — короны с надписью «корона коэна», а есть и надгробия с короной и надписью «оставил после себя доброе имя».
Сказано в «Пиркей авот» («Поучениях отцов)2: «Есть три короны: корона учения, корона коэнов и корона царства, но корона доброго имени возвышается над ними». Заметьте, говорится о трех коронах, а перечислены четыре. Почему? Объясняют наши комментаторы, что статус мудреца Торы, приобретаемый после многих лет упорного труда, сан священнослужителя и царский титул, передающиеся по наследству, не просто уступают по своей значимости венцу доброго имени, приобретаемому праведной жизнью, но и напрямую зависят от того, возвышается ли над ними венец доброго имени. В противном случае они теряют всю свою значимость.
Перед нами — надгробье коэна (это видно по характерному изображению кистей рук для благословения). Но что бросается в глаза в первую очередь? Надпись: «Честный человек, в своем доме воспитывавший сирот». Евреи твердо знают, что после смерти все полученные звания и занимаемые должности не играют серьезной роли. А что же никогда не потеряет своего значения? Добрые дела и исполнение заповедей!
А вот — надгробье из Западной Украины конца XIX века. Обратите внимание: на верхней части могильной плиты — стилизованное барельефное изображение льва, лежащего в обрамлении виноградных лоз.
Виноградная лоза наряду с менорой, барашком и голубкой является одним из символов еврейского народа. Вспомните стих из псалмов: «Виноградную лозу из Египта вынес Ты»3.
В чем смысл такого уподобления? Известно, что на одной виноградной лозе созревают грозди крупные и тяжелые, а на другой — мелкие и легковесные. И что характерно — чем тяжелее лоза, тем ниже она пригибается к земле. Так и в еврейском народе. Мудрецы Торы, обладающие глубокими знаниями, стараются быть незаметными, не привлекать к себе внимание окружающих. Изучение Торы и выполнение заповедей способствуют тому, что человек становится скромным и Б-гобоязненным.
А как виноградная лоза связана с изображением льва? По-настоящему сильную личность иудаизм характеризует так: могуч не тот, кто побеждает врагов, а тот, кто умеет управлять своими желаниями, умеет довольствоваться малым, не испытывает зависти и пренебрежения по отношению к другим. Таким образом, лев в окружении виноградных лоз на надгробном барельефе служит изобразительным эквивалентом словам, высеченным под ним: «Прямой и честный человек», и виноградная лоза — не просто декоративный элемент, а символический образ, характеризирующий моральный облик человека!
Таково еврейское искусство. В нем нет «чисто декоративных элементов». Все — буквально все! — наполнено смыслом.
Посмотрим теперь, как еврейский художник Шаа Мизрахи, переехавший в конце XIX века из Персии в Палестину, иллюстрирует текст Торы в соответствии с духом еврейской традиции. Перед нами фрагмент работы на тему жертвоприношения Ицхака.
На первый взгляд — обычная лубочная картинка, типичный пример народного примитива, где отсутствует перспектива, пропорции человеческого тела и фигур животных никак не соответствуют классическим образцам. Такие картинки назидательного или сатирического характера можно видеть и сегодня в галереях и музейных коллекциях многих стран Восточной Европы. Но это только на первый взгляд.
Давайте разберемся, что тут собственно еврейского, кроме темы, тем более, что тема эта могла бы появиться и у художников-не-евреев.
Композиционно эта работа построена по принципу двухъярусного фриза, где разновременные события объединены и находятся в едином картинном пространстве. Работая над композицией картины, художник должен был учитывать и то, что изображение сопровождается текстовыми строками — цитатами из Торы, повествующими непосредственно о жертвоприношении Ицхака.
Присутствие текста, объясняющего изображение, характерно для еврейского народного и профессионального искусства. Это, в частности, связано с тем, что символический подтекст изображенного открывается далеко не сразу, и дополнительное осмысление на вербальном уровне акцентирует внимание зрителей на важнейших моментах и помогает более глубокому восприятию произведения. Дополнительную информацию, объяснение которой можно найти у комментаторов Торы и авторов мидрашей, несут и слова, выделенные крупным шрифтом. Это имена: Авраам, Ицхак, Ишмаэль, Элиэзер. Рядом — целое предложение: «оставайтесь здесь с ослом», а также слова «огонь», «ангел», «барашек». Благодаря им в картине неожиданно появляется еще один слой, назначение которого все то же — привести к более глубокому осмыслению.
Например, возьмем слово «барашек». Мидраш Раба приводит слова раби Леви: «Когда Авраам увидел барашка, который лишь только освобождает рога из одной заросли, как тут же запутывается в другой, он услышал голос Всевышнего, который сказал: «Вот так же будут твои потомки скитаться из изгнания в изгнание — Вавилон, Персия, Греция, Рим — пока не услышат призыв к окончательному избавлению, как сказано: «И протрубит в великий шофар». Таким образом, в слове «барашек» закодирован еще ряд смыслов. Это и указание на еврейский народ, который скитается из изгнания в изгнание, и намек на порабощение, и намек на освобождение, на то, что будущее избавление будет оповещено трублением в бараний рог!
Почему же барашек запутался в зарослях именно рогами? Рога — украшение головы, самая высокая точка тела. Этот сюжет — предсказание: народы мира будут ненавидеть Израиль и в каждом изгнании будут стремиться унизить еврейский народ и доказать, что евреи никогда не играли никакой роли в мировой истории и не создали ничего, достойного внимания. И это не потому, что евреи в самом деле неспособны к наукам и ремеслам, но, наоборот, потому, что они стояли на высоком духовном и творческом уровне и тем вызывали зависть, побуждавшую к введению всяческих ограничений против них.
Из приведенного примера видно, что произведение еврейского искусства хочет вести серьезный разговор со зрителем, что закодированное в нем «послание» требует глубокого осмысления и достаточной подготовки, а еврейский художник сознательно осуществляет задачу служить Всевышнему своим искусством. Это в корне отличает еврейское народное искусство от «лубочных картинок». Это — принципиально другой подход, несмотря на некоторую похожесть внешних форм.
Примечания
1. См. Талмуд, Гитин, 83а.
2. Пиркей авот, 4:13.
3. Теилим (Псалмы), 80:9.