Главная / Публикации / Марина Александровна Бессонова, Марина Ивановна Майская. «Каталог Марк Шагал»
М. Майская. «Литографии Шагала»
Центральное место в графическом разделе данной выставки занимают 64 литографии — щедрый, великодушный дар художника советскому народу во время его поездки по СССР в 1973 году. Эти листы существенно пополнили графическую коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина. Подаренные художником литографии представляют тем больший интерес, что именно этой графической технике Шагал отдает в последний период явное предпочтение.
Впервые обратившись к литографии в 1922—1923 годах в мастерской немецкого гравера Г. Штрука, Шагал стал ею заниматься систематически лишь после войны. Литография привлекала внимание художника как средство сделать свое творчество доступным широкому кругу людей. Специфические особенности литографии как нельзя более отвечают характеру изобразительного языка художника. Графика Шагала живописна по своей природе: главным в ней является не столько линия, сколько пятно и рваный, неровный контур, словно проведенный размашистым движением кисти. Художник и рисует по литографическому камню, как по холсту, с большой свободой и энергией. Еще большие возможности представляет литография для передачи цвета: ее способность воспроизводить все богатство цветовых отношений привлекает Шагала как замечательного колориста. Начиная с 40-х годов он работает в ателье известного парижского мастера-печатника Ф. Мурло.
Показанные на выставке литографии объединяются в несколько тематических серий.
В таких листах, как «Наездница», «Ночной Ванс», «Солнце в Сен-Поле», нашли отражение преображенные поэтической фантазией художника образы Франции: Париж, вновь обретенный после суровых военных лет; южное побережье Франции, где художник поселился в 1950 году. Шагал возвращается в своих воспоминаниях к самому счастливому периоду жизни человека — детству («Мальчики на деревьях»), облекает в зримую пластическую форму полусказочные, фантастические образы («Две сирены», «Играющая на флейте», «Страсть», «Медовый месяц»).
Значительное место среди экспонируемых литографий занимают натюрморты, воспринимаемые как символы животворящих сил природы, ее изобилия.
С особой полнотой на выставке представлены листы из литографической сюиты «Цирк».