ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

На правах рекламы:

полезная информация здесь

Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»

Статус евреев в Российской империи

В результате разделов Польши 1772, 1793 и 1795 гг. под власть России попали, кроме всего прочего, Курляндия, территория современной Беларуси и Литвы. Более миллиона польских евреев (самая большая еврейская община в мире) оказались в России, правительство которой впервые столкнулось с новой проблемой. Не имея до этого дела с евреями, оно решало эту проблему путем изгнания или уничтожения последних1.

Законодательство при Екатерине II и Александре I

Первоначально Екатерина II провозгласила политику интеграции представителей всех национальностей империи2. В 1772 г. был выпущен Манифест, гарантировавший евреям равные права с православными. Кагал3 со всеми его функциями (фискальными, административными, юридическими и духовными) был поддержан и признан государством в 1776 г. Последующие правительства также стремились к дальнейшей интеграции евреев в российское общество. Чтобы использовать коммерческие способности нации, государство императорским законом определило их в соответствующие структуры и включало в купеческое сословие, если они были богаты, и мещанское, если бедны4.

Однако враждебность и недовольство купцов стали причиной изменения толерантной политики Екатерины II. Из-за конкуренции и более низких тарифов на товары евреев московские торговцы обвинили последних в мошенничестве и обмане, потребовав их изгнания из внутренних провинций. Указом 1791 г. правительство запретило им выезжать за пределы Белоруссии, Таврии и Екатеринославской губернии, что было первым шагом к созданию черты оседлости.

Положение евреев в восточно-белорусской деревне было еще плачевнее. После раздела Речи Посполитой их здесь осталось гораздо больше, нежели в городах, где они занимались торговлей и промыслами. Все они зависели от кагала, располагавшегося в городе, и вынуждены были срочно вписаться в систему городских сословий.

Декретами 1780 г. предписывалось переселение евреев из деревни в город. Подобные массовые акции правительства, особенно в начале XIX в., способствовали резкому снижению доли еврейского населения в сельской местности в пользу его концентрации в городах. Такая политика сопровождалась запретом на продажу алкогольных напитков евреями (1804 и 1807) в целях якобы ограничения их контактов со славянскими крестьянами, впитавшими юдофобские предрассудки, унаследованные от поляков, которые называли иудеев паразитами и эксплуататорами. Роль кагалов в городах заметно ослабла. Русское и польское население выступало против интеграции евреев, а последние не стремились войти в христианское общество. В результате власти империи пересмотрели вопрос о равноправии евреев. Законом от 1794 г. вводилась система двойной подати, Указ 1795 г. давал евреям право проживать только в городах, расположенных на территории бывших польских земель, т.е. в 25 западных губерниях, зоне, впоследствии еще более ограниченной.

Положение 1804 г. об устройстве евреев объединило все связанные с ними регламенты: оно подтверждало существование черты оседлости (бывшие польские земли, Левобережная Украина и Новороссия)5, вне которой евреи не имели права на передвижение. Кроме того, закон обязывал их преподавать в хедерах русский, польский или немецкий языки, а также использовать их во всех административных документах6. Однако, стремясь привлечь евреев к модернизации России, правительство все-таки наделило их некоторыми правами: кроме участия в муниципальной администрации, они имели право на национальное образование и учебу в общественных школах или государственных университетах. Еврейские предприниматели (ремесленники, промышленные рабочие) пользовались экономическими привилегиями. В 1815 г. срок действия «Положения 1804» был продлен, что сопровождалось попытками обращения евреев в христианство.

Ужесточение законодательных ограничений в царствование Николая I

При императоре Николае I (1825—1855) процесс русификации евреев усилился. В ответ на нарастающие антиеврейские настроения зона расселения была еще более ограничена7. Согласно регламенту 1835 г. евреи должны были довольствоваться рамками черты оседлости. В 1843 г. было принято решение изгонять их из приграничных территорий. Концентрация евреев в городах способствовала распространению эпидемий. Кагал был официально упразднен в 1844 г., за ним остались лишь социальные и религиозные функции. Жестокость политики Николая I проявилась и при создании кантонистской военноисправительной системы (1827), которая положила конец возможности за деньги избегать призыва в армию. С тех пор евреев насильственно отправляли на тяжелую 25-летнюю службу, предполагавшую, кроме всего прочего, «деиудаизацию». Еврейские рекруты были моложе русских: с 12 лет их помещали в школы кантонистов для подготовки в армию, куда они уходили служить с 18 лет. Служба стала лишь звеном в цепи унижений и издевательств, которых можно было избежать при условии обращения в христианство. Чтобы не подвергаться принудительной русификации, молодые евреи калечили себя, убегали с места жительства и доносили друг на друга, поскольку община несла коллективную ответственность за количество поставляемых в армию рекрутов. В период военного призыва их запуганные семьи становились объектами настоящей охоты на людей. Даже дети моложе 12 лет использовались в качестве новобранцев. Материальную нищету еврейских общин Николай I усугубил и моральными бедами, вносившими горе и траур в еврейские дома.

После 1840 г. царское правительство ввело жесткую систему контроля над образованием евреев. Возмущенные таким вмешательством в сферу деятельности хедеров, они активно сопротивлялись. В ответ на это удвоилась цензура на выпуск их старинных и новых книг. Конец правления Николая I был ознаменован истерией насильственной русификации: охота на кантонистов усилилась, евреев вынуждали отказываться от традиционной одежды и одеваться по российской моде. Политика этого самодержца серьезно подорвала стабильность еврейского общества.

Александр II, царь-освободитель

При Александре II (1855—1881), царе более либеральном, прозванном освободителем, еще более обострился вопрос эмансипации евреев8. Частично он был решен путем компромисса: освобождать от военной службы постепенно, ослабить дискриминацию, но не отменять ее. Самодержец приостановил систему организации кантонистов в 1856 г. и установил равноправие иудеев с православными в отношении призыва в армию. Тем не менее для получения офицерского звания евреи должны были обращаться в православие.

Черта оседлости сохранялась, но купцы первой гильдии, выпускники академий, высших школ и ремесленники, члены ремесленных цехов, получили право селиться за этой чертой. Евреям снова разрешили арендовать землю и заниматься питейными промыслами. Хотя все реформы Александра II, кроме городской 1870 г., и были осуществлены, участие евреев в муниципальных органах самоуправления все-таки ограничивалось. Они не имели права исполнять функции чиновников в структурах местных властей. В годы либерализма некоторые евреи оканчивали государственные школы и считались интеллигенцией, близкой русской, т.е. ассимилированной. Они активно участвовали в промышленном развитии страны: их капиталы помогали строить железные дороги и заводы. Еврейское меньшинство в это время имело свою экономическую элиту, которую составляли богатые банкиры, представители либеральных профессий и зажиточные предприниматели. Тем не менее жестокий одесский погром 1871 г. выявил ограниченность либеральной политики Александра II и стал предтечей наступающей волны антисемитских выступлений в конце XIX в.

Русификация евреев при Александре III и Николае II

Убийство Александра II в 1881 г., в котором участвовала еврейская террористка из Белоруссии Геся Гельфман, положило начало многочисленным погромам и антисемитским акциям. Погромы 1881 г., имевшие место большей частью в Украине, совершались в основном представителями низших слоев городского населения, которые жаловались на засилье еврейского ремесленничества. Это недовольство послужило своеобразным предохранительным клапаном в условиях все возрастающего антиправительственного общественного движения и поводом для властей ужесточить политику в отношении евреев9. Чтобы защитить население от «еврейского эксплуататора», Александр III (1881—1894) и его советник-реакционер К. Победоносцев разработали систему дискриминационных и сегрегационных мер. Высокая концентрация еврейского населения в районах черты оседлости препятствовала их русификации. Победоносцев принял радикальное решение для снижения излишней плотности этого населения: треть «еврейского населения должна обратиться в другую веру, треть — эмигрировать, а остальные исчезнуть в той или иной форме истребления»10.

Временное распоряжение, датируемое маем 1882 г., вновь запрещало евреям проживать в сельской местности и занимать посты государственных служащих, что обрекло их на нищенское существование и вынудило вновь искать работу. В 1887 г. numerus clausus (Табель о рангах) ограничил их количество до 10% в сфере школьного образования черты оседлости, до 5% — на остальной территории России и до 3% — в Москве и Санкт-Петербурге. Молодые евреи, жаждавшие знаний, лишались, таким образом, высокооплачиваемой работы и вынуждены были эмигрировать, чтобы получать образование более высокого уровня. Кроме того, в начале 1890-х гг. евреи были исключены из системы земского11 и городского самоуправления. В 1894 г. им запретили продажу алкоголя, которая стала монополией государства, в результате чего почти треть из них потеряла источники своих доходов и была вынуждена осваивать мелкие профессии (мельники, ремесленники).

Ситуация еще более усугубилась законом 1887 г., который запрещал евреям покидать свои деревни, препятствуя, таким образом, развитию их торговли. Были также предприняты жесткие меры массового изгнания из пограничной зоны и некоторых городов (Москва, 1891 г.). Во всех крупных городах устанавливался жесточайший контроль над еврейским населением: необходимо было всегда иметь при себе паспорт и оставаться на виду во время проведения необоснованных репрессий. Александр III и Николай II не восстановили кантонистскую систему Николая I, но исключили евреев из сферы руководящих кадров армии, среды весьма антисемитской. Два миллиона евреев эмигрировали из России в результате этой дискриминационной царской политики.

Российское общество второй половины XIX в. было в значительной степени юдофобским; воинствующий антисемитизм четко проявлялся даже в правительственных кругах. Реакционные феодальные землевладельцы рассматривали евреев как эксплуататоров, которые, по их мнению, под маркой промышленной революции боролись за политическую власть. Их представляли как тайных агентов и инициаторов бунтов, стремящихся насаждать в России либерализм и капитализм. Возможность занимать высокие государственные посты, а также участие евреев в модернизации страны питали так называемый «конкурентный» антисемитизм по отношению к еврейской буржуазии. Волна ненависти вылилась в разгул антиеврейских страстей; угнетенный русский народ искал козла отпущения и мишень для нападения. Сионист Лев Пинскер в своем манифесте «Автоэмансипация» (1882) так резюмировал ситуацию: «Еврей является мертвецом для живых, чужим — для коренных жителей, скитальцем — среди оседлых, нищим — среди имущих, эксплуататором и миллионером — для бедняков, для патриотов — существом, лишенным отечества, и для всех классов — ненавистным конкурентом...

Этот антагонизм — естественный закон. Значит, бесполезно бороться с юдофобией: нельзя победить наследственные предрассудки... Народ, рожденный всеобщим презрением, неспособный жить, не желающий покончить жизнь самоубийством, приговоренный к движению по адскому кругу истории, творимой другими, в которой он навеки обречен на пассивность»12.

Евреи, таким образом, несли ответственность за социальные и экономические трудности, вызванные стремительной капитализацией России. Естественный прирост еврейского населения в XIX в. был гораздо выше, чем русского. Ранние браки (в 13 или 14 лет), высокая рождаемость и низкая детская смертность способствовали тому, что с 1850 по 1900 г. несмотря на активную эмиграцию, еврейское население удвоилось (с 2 млн 350 тыс. до 5 млн). Этот демографический феномен вынудил евреев из-за конкуренции в области торговли довольствоваться мелкими профессиями, многие из них стали «lüftmensch», лицами без определенных занятий. Параллельно с обедневшим большинством еврейское богатое меньшинство сыграло свою роль в модернизации страны, инвестировав в нее свои капиталы. Этот класс зажиточной буржуазии считал себя элитой русских иудеев. Иным способом избавления от нищеты было приобретение знаний и культура, что позволяло интегрироваться в интеллектуальную сферу.

В ответ на антисемитские правительственные меры евреи, чтобы выжить, сплотились, отстаивая свои традиции. Они находили иную форму иудаизма или обращались к национальному Просвещению.

Примечания

1. B 1563 г. Иван Грозный захватил Псков и приказал утопить евреев, отказавшихся принять христианство (Wigoder G. Art et civilisation du peuple juif. T. II. Office du livre / Ed. Vilo. Fribourg, 1973. P. 100.

2. Более подробно о черте оседлости в Белоруссии см.: Анищенко Е.К. Черта оседлости (Белорусская синагога в царствование Екатерины II). Минск, 1998; Klier J.D. Russia Gathers her Jews: the Origins of the Jewish Question in Russia, 1772—1825. Northern Illinois University Press, 1986.

3. Кагал — орган самоуправления в еврейских общинах Польши и России в XVI—XIX вв.

4. Rappeler A. La Russie empire multiethnique. Paris, 1994. P. 88.

5. Ibid.

6. Хедер — еврейская религиозная начальная школа.

7. Neher-Bernheim R. Histoire juive de la Renaissance à nos jours (faits et documents). Paris, 1971. T. 2. P. 103.

8. Kappeler. La Russie... P. 230 et suiv.

9. Более подробно о погромах см.: Aronson I.M. Troubled waters: the Origins of the 1881 anti-Jewish Pogroms in Russia. Pittsburgh, 1990; Klier J.D., Lambroza S. (éd.). Pogroms: anti-Jewish Violence in Modern Russian History. Cambridge University Press, 1992.

10. Цит. по: Neher-Bernheim. Histoire juive... P. 323.

11. Земство — избираемый орган местного самоуправления, введенный в России реформой 1864 г.

12. Wigoder. Art et civilisation... P. 106.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.