ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»

История Витебска до промышленной революции XIX в.

Чтобы понять, чем Витебск мог привлечь художников, необходимо вспомнить его историю и облик в конце XIX в1.

Превращение старинного провинциального города в промышленный центр

Витебск расположен на берегу Западной Двины при слиянии рек Лучесы и Витьбы, которая дала название городу, основанному в 974 г. В 1101 г. стал административным центром Великого княжества Литовского2. Созданный на пути «из варяг в греки», он был в XV и XVI вв. торговым и ремесленным центром, одним из 15 крупных городов княжества. В начале XVI в. стал столицей воеводства3. Неоднократно подвергался разрушениям и пожарам в ходе многочисленных войн XVI—XVIII вв. В 1597 г. Витебск получил магдебургское право, что давало ему определенную самостоятельность, статус магистрата и собственный герб. За участие горожан в восстании против Полоцкого униатского архиепископа, постоянного соперника Витебска, город был лишен этого права в период с 1623 по 1644 г. Несмотря на это, с XVI по XVIII в. здесь бурно развивалась система образования, открывались школы под эгидой православных, католических, протестантских храмов и монастырей.

С 1772 по 1777 г. Витебск был губернским центром Российской империи, затем частью Псковской, потом — Полоцкой губернии. С 1796 г. — центр Белорусской губернии, с 1802 — Витебской. В 1781 г. город избрал своим гербом «Погоню» с изображением вооруженного всадника, которая сегодня рассматривается как исторический герб Белоруссии.

В результате Северной войны, предпринятой Петром I, русско-польских конфликтов XVIII и XIX вв. Витебск пришел в упадок. Только после строительства железной дороги в 1886 г. началось его активное экономическое развитие. За 100 лет население Витебска возросло с 10 500 человек в 1785 г. до 66 000 — в 1897 г. Железнодорожная магистраль Рига-Орел соединила Витебск с Москвой, Санкт-Петербургом и Европой4. В городе в это время работали 102 завода, 1715 ремесленников, 31 учебное заведение, 3 типографии и 2 больницы5. В 1910 г. было открыто пять торговых училищ6. Витебск стал и первым городом региона, по улицам которого в 1898 г. пошел электрический трамвай.

Витебск как источник вдохновения художников

В Витебске исстари наблюдалось сочетание различных архитектурных стилей: от католических храмов до синагог и православных куполов. В начале XX в. в городе насчитывалось около ста церквей и других различных культовых сооружений, что придавало его панораме особый шарм7. Первые кирпичные церкви были построены в XII в.8 В эпоху Великого княжества Литовского возводились замки и дворцы. В 1618 г. в Витебске действовали 14 церквей, 12 из них — деревянные. В XVIII в. появились католические, униатские и православные храмы, построенные в стиле барокко. Интеграция в Российскую империю и запрещение униатской религии в 1839 г. сопровождались закрытием католических монастырей и перестройкой униатских церквей под православные. Открытие железной дороги дальнего сообщения вызвало необходимость строительства вокзала и сопутствующих ему кирпичных зданий. Наличие в начале века гостиниц, аптек, кинотеатра, почтовых отделений и телеграфа, банков и гимназии позволяет отнести Витебск к крупным промышленным и культурным центрам региона. В конце XIX в. один за другим строились заводы по производству разнообразной продукции (пиво, масло, чугун, лесопильня, табак, оптика). Самая крупная в России льнопрядильная фабрика «Двина» была открыта в 1899 г. Несмотря на урбанистическую структуру центра, окраины Витебска напоминали провинциальный поселок с грунтовыми дорогами. В это время «провинциальная и культурная изоляция проявляется в социально-урбанистическом контрасте роскошного центра и заброшенной периферии»9.

Белорусская неяркая природа, приятный холмистый пейзаж с зелеными лугами и перелесками, цветущими садами и извилистыми ручьями — излюбленные сюжеты многих полотен Пэна и Шагала: «Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище, где больше не хоронят)»10, — писал впоследствии Марк Шагал. Ему вспоминались яркие купола церквей, благородный Успенский собор, оживленные улочки, величественная Двина, покосившиеся деревянные домики и дворы с курами. Эти живописные картины вдохновляли художников на создание прекрасных произведений.

«Переплетение эпох, архитектурных стилей, народов придавало городу неповторимое очарование. Гостиница "Бристоль", сад "Европа", яхт-клуб. И узкие кривые улочки, странные дома плюс огромное количество уличных вывесок, буквально закрывающих дома, — все это наш Витебск»11.

Вопреки невысокому мнению Александра Бенуа о городе той поры, Витебску был присущ свой особый шарм. Став речным портом и важным железнодорожным узлом, он открыл свои двери во внешний мир, активно развивая экономику, пережил колоссальный взлет, позволивший многим евреям сыграть в этом определяющую роль.

Примечания

1. Беларусь: энцыклапедычны даведнік. Минск, 1995. С. 168.

2. Lalkoù (Ihar). Aperçu de Ehistoire politique du Grand-Duché de Lithuanie. L’Harmattan, 2000. P. 14—15.

3. Воеводство — территориальная и административная единица в Польше.

4. Kamenski. Chagall, période russe... P. 16.

5. Беларусь... С. 168.

6. Документы и материалы по истории Белоруссии (1900—1917). Минск, 1953. Т. 3. С. 276.

7. См. почтовые открытки в приложении.

8. Якімовіч Ю. Помнікі мураванага грамадзянскага дойлідства Віцебска XIX — пачатку XX ст. Мінск, 1990. С. 6.

9. Marc Chagall, les années russes, 1907—1922 // Catalogue d’exposition du Musée d’Art moderne de la ville de Paris. P. 15.

10. Chagall M. Ma vie. Paris, 1983. P. 48.

11. Голосов В. Культура и быт евреев на земле Шагала // Шагаловский сборник. С. 95.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.