Главная / Публикации / Марк Шагал. «Об искусстве и культуре»
О Еврейском художественном музее. 1929, 1935 год
Долгие голы Шагал вынашивал идею создания еврейского художественного музея. Вероятно, на эту мысль его натолкнул первый покупатель его картин в Петербурге, коллекционер Каган-Шабшай, в годы Первой мировой войны купивший тридцать работ Шагала для национального музея, который собирался основать. Еще в августе 1918 года, составляя проект создания в Витебске художественного училища, Шагал пишет о некоем «еврейском крыле» в будущем городском музее, а в 1921 году в статье, посвященной памяти Юрия Пэна, который был его первым учителем живописи, Шагал рассказывает, каким он видит будущий Центральный музей еврейского искусства. Теперь, оказавшись в Париже и чувствуя себя оторванным от еврейских народных масс и национальных культурных учреждений, Шагал обращается с предложением о создании музея в двух только что возникших центрах, ставивших своей целью создание еврейской государственности. Одним из этих центров был Еврейский исследовательский институт (YIVO) в Вильне (Вильнюсе), другим — новый еврейский город Тель-Авив.
Еврейский исследовательский институт был основан в Вильне в 1925 году. Спектр его интересов был достаточно широк: от лингвистических и литературоведческих изысканий до истории, социологии, экономики. Шагал справедливо отмечал, что возрождение еврейской культуры происходило в основном на вербальном уровне, за счет литературы (и идеологии, следовало бы добавить), тогда как другие сферы культуры и искусства были обойдены вниманием. В 1929 году в рамках этой организации состоялась первая конференция, и Шагал написал делегатам письмо с призывом создать при институте Музей еврейского искусства. Проект этот был осуществлен лишь в 1935 году.
Одновременно с этим шла работа и в другом направлении. В 1931 году Шагал по приглашению Меира Дизенгофа побывал в Палестине и своими глазами увидел новую еврейскую реальность. Во время личной встречи с мэром Тель-Авива Шагал предложил создать в первом еврейском городе музей искусства. Во время последующей переписки у них возникли серьезные разногласия по поводу эстетической ценности отобранных для экспозиции произведений, поэтому на церемонии открытия музея Шагал не присутствовал — представленные в залах работы не соответствовали его высоким эстетическим стандартам1.
Художественный музей при Еврейском исследовательском институте был открыт 18 августа 1935 года, это событие было приурочено к десятой годовщине со дня основания института. Официальную церемонию открытия музея провел семидесятипятилетний ученый-историк Шимон Дубнов. В это время к власти в Германии уже пришел Гитлер, нацистские идеологи причислили Шагала к «дегенеративным» художникам, а его картины были публично сожжены.
Финансовую поддержку музею оказывало семейство Эйтингтон из Лодзи — «первые еврейские меценаты» в сфере изобразительного искусства. Выставка офортов Шагала наряду с выставкой работ других еврейских художников должна была стать противовесом мрачным событиям в Германии. Марк Шагал приехал в Вильну на открытие выставки и произнес приветственную речь. Художник Яков Шер, который приветствовал гостей от имени виленских художников-графиков, сказал: «Для молодых еврейских художников большая честь — увидеть Шагала. Шагал — это воплощение мечты каждого начинающего художника. Виленские художники всю жизнь ждали, когда же наконец они смогут собственными глазами увидеть Шагала, послушать, что он скажет им на этом интернациональном языке, на этом эсперанто под названием "еврейское искусство"».
Год спустя в Вильне вышел в свет первый номер «Журнала еврейского искусства» на идише, а еще через три года, в сентябре 1939-го, разразилась Вторая мировая война. Яков Шер и большинство его коллег, еврейских художников, погибли во время Холокоста.
Примечания
1. Эта история имеет глубоко личный и биографический характер, подробнее об этом см. книгу Б. Харшава «Марк Шагал и его время».