ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Марк Шагал. «Об искусстве и культуре»

Выступление в Иерусалиме. Музей «Бецалель», июнь 1951 года1

В конце июня 1951 года Шагал приехал в Иерусалим, чтобы присутствовать на первой крупной выставке своих картин в Государстве Израиль. Выставка была передвижная, картины выставлялись в четырех музеях, начиная с музея «Бецалель» (предшественник Израильского музея) в Иерусалиме. Несомненно, эта поездка произвела на Шагала глубокое впечатление.

* * *

В окружении моих картин мне мучительно трудно говорить не просто красками, а еще и словами. И разве мои путаные слова могут хоть что-то объяснить? Для меня лично здесь, в Иерусалиме, есть вещи и слова, которые затмевают собою все остальное.

Здесь все пронизано Вечностью, она прячется в складках наших одежд, заглядывает в души. Здесь тот же воздух, что наполнял сердца героев войны2, — не имея оружия, голыми руками сражались они, чтобы по прошествии двух тысяч лет вернуть утраченное историческое прошлое и сделать его настоящим. Камни, разбросанные тут и там, — как куски плоти, а пыль и песок — останки наших праотцов.

Так что я приехал сюда, в эту новую страну, завоеванную руками ваших детей, привезя с собой только слезы и улыбки других наших прародителей в Рассеянии, которые, кажется, выскакивают из картин, целуют вас и желают вам «мазл тов». И к величайшему моему счастью и удивлению, мои картины вполне неплохо смотрятся рядом с вашими лицами и древними камнями. Не знаю почему. Я смотрюсь в вас, пока вы смотрите на меня. Я всегда ориентируюсь на себя. Может быть, поэтому меня все удивляет, а больше всего — мой еврейский народ, чья Библия сделала меня евреем.

Мои родители — и ваши родители — окружали меня в хедере, и, когда наш ребе брал Библию в руки, я воспарял под облака и чувствовал, ради чего стоит жить. Искусство стало для меня самой простой и самой трудной дорогой к высокому. Через Библию — к вам, ко всему человечеству. И с годами я до того сроднился с вами, что теперь до последней минуты я буду ощущать себя светлой каплей в вековечной еврейской реке, работать ради будущего света, ради нас и наших детей, и обогащать всемирное наследие через еврейское искусство — для нас и для всего человечества.

Но вернемся к действительности... Что могу я сказать об искусстве? Все очень просто: не существует хорошего или плохого искусства, как нет хорошего и плохого голоса — либо голос есть, либо его нет. Порой я думаю: учился ли я вообще? Тогда где и у кого? А может быть, я выхожу ночью в поле, смотрю на звезды, раскидываю руки в стороны и лечу, шепчу только: «Прими меня»... Я вижу цвета: синий, черный, зеленый, фиолетовый, — очень точные, щедрые краски природы.

Что мне делать? На моем рабочем столе и на полке — Библия и Песнь песней. Их пронизывают те же звезды — так у кого и где я мог учиться искусству?

Наконец, мне хочется выйти из дома и остановить первого попавшегося рабочего или крестьянина. Я загляну в его глаза, посмотрю на его ладони — поучусь искусству. Его руки как деревья или камни — чистые и широкие. И когда вы вспоминаете великих художников, таких, как Шарден, Тинторетто, Ленен, Ван Гог и другие, — вы чувствуете, где на самом деле была их художественная школа.

Наша еврейская Академия должна найти отклик в сердцах еврейского народа и слиться с нашим прошлым и будущим.

Чтобы быть художником, чувствовать и понимать других, что я должен чувствовать и понимать? Может быть, я сам себя не понимаю. А иногда кажется, что я где-то очень далеко от мира. Но нет, я все в том же мире, как в ванне. Если я живу, так сказать, вдали от себя — значит, я обращен внутрь себя. Мне кажется, я живу в каждом хорошем человеке, а следовательно, мне никогда не бывает одиноко или грустно. Только искусство по-прежнему дается мне с трудом, и с каждым прожитым годом все труднее и труднее.

В ответ на все искания в современном искусстве я обращаюсь мыслью к своему народу. Во времена импрессионизма я думал о Витебске, когда был кубизм, я вспоминал своего отца, который залезал на крышу и смотрел на городской пожар или просто мечтал. Я не писал картин как профессионал — для того чтобы их повесили на стенку. Но я говорил с моим народом — с моими корнями — на невероятном, неземном пластическом языке. Издали, как в мечтах, и при этом лицом к лицу. Потом был экспрессионизм, за ним — сюрреализм. Потому что лишь крайняя степень свободы позволяет сдвинуть горы. Свобода от самого себя и от всего, что есть во мне, в тебе, в вас, — вот самый яркий и самый прозрачный из всех цветов, только он один и есть конечное выражение души.

Таким образом можно приблизиться к искусству непосредственно, на основе простого понимания, без пошлого новомодного теоретизирования. Это еще большая редкость, чем золото и жемчуг. Но здесь, на этой Святой земле, я не хочу долго говорить об искусстве, во всяком случае, о моем искусстве.

Хочу поблагодарить народ, правительство, государство за то, что я смог приехать сюда, показать свое искусство нашим братьям-борцам и присутствовать при рождении этой новой страны. Хочу также поблагодарить бывшего министра культуры Залмана Шазара, приславшего мне приглашение, министра [иностранных дел] Моше Шарета, открывшего выставку в музее «Бецалель», моего друга-художника и руководителя отдела искусств Мокади, Музейный комитет страны за организацию выставок в Израиле, моих друзей Наркиса, Шиффа, управляющих и секретарей музея «Бецалель» за прекрасную организацию выставки, которая доставила мне столько радости и, к сожалению, сегодня закрывается.

Благодарю вас всех за любовь и понимание. Надеюсь, что все это, а также небо и земля Израиля придаст мне сил, чтобы я мог и дальше совершенствовать свое мастерство на благо моего еврейского народа.

Примечания

1. Перевод на английский с идиша. Оригинал текста, представляющий собой собственноручные записи Шагала, хранился в архиве художника Моше Мокади, возглавлявшего департамент искусств при Министерстве образования Израиля.

2. Герои Войны за независимость Израиля 1947—1949 гг.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.