ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

На правах рекламы:

смотреть тут

Главная / Публикации / Марк Шагал. «Об искусстве и культуре»

Глава первая. В революционной России 1918—1922

После Октябрьской революции 1917 года идеология и культура оказались в центре внимания государства и общества. Многие представители творческой интеллигенции поняли, что становятся свидетелями общественного переустройства поистине апокалипсических масштабов: у них на глазах в кровавых муках рождается новый мир, свободный от социальной несправедливости. Волна экспериментов во всех областях искусства, казалось, вполне соответствовала духу социальной революции, более того, художники получили возможность зарабатывать, выполняя заказы нового революционного правительства. Влиятельный нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, познакомившийся с Шагалом в Париже, предложил ему возглавить новое художественное училище в Витебске. В августе 1918 года Шагал разработал план создания такого училища и 12 сентября того же года отправился в столичный Петроград, чтобы получить окончательное одобрение своего проекта.

Так, в возрасте тридцати одного года, Марк Шагал был назначен уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. При его участии в Витебске появилось Народное художественное училище (школа), причем Шагал, став первым его директором, пригласил в качестве преподавателей выдающихся русских художников-авангардистов, таких, как Иван Пуни, Мстислав Добужинский, Эль Лисицкий и Казимир Малевич. Выступая в защиту выбранного им авангардного направления, Шагал написал свои первые публицистические статьи.

Помимо этого Шагал открыл в Витебске художественный музей, стал инициатором различных культурных мероприятий в нескольких городах Витебской губернии, сделал декорации для всех десяти постановок нового Театра революционной сатиры (ТеРевСат), который в разгар Гражданской войны давал представления на фронте. Шагал развил кипучую деятельность, но присущий ему крайний индивидуализм и нежелание идти на компромисс стали причиной множества конфликтов, а в результате страдало творчество. Ответственного работника из него не получилось, и комиссарская должность стала первым и последним его государственным постом.

Ниже публикуются две программные статьи Шагала, написанные запальчиво, в духе прокламации, с привлечением революционной фразеологии, — в них содержатся призывы бороться с «академическим» искусством и марксистскими партийными начальниками. Шагал представлял себе революционное искусство как переворот в истории искусства, который сопутствует революции политической, а вовсе не как искусство с пролетарской тематикой или предназначенное только для пролетариев.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.