Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»
Заключение
Витебскую школу можно характеризовать с разных сторон. Она была провинциальной, поскольку город оказал существенное влияние на творчество художников, их стиль, тематику и профессиональную карьеру. Несмотря на относительное равнодушие витебских художников к столь притягательным столицам, которые зачастую служили им только временным пристанищем для получения образования, доминирующая культура все-таки оставила значительный след в деятельности Витебской школы. Ученики Пэна унаследовали эстетику передвижников и реалистического искусства. Назначение М. Шагала на пост уполномоченного по делам искусств коренным образом изменило ситуацию. Художник был глубоко привязан к Витебску, поэтому в своем творчестве развивал тематику, близкую своим предшественникам: местные пейзажи и жанровые сценки. Сохранив неизменным локальный фон, он смог превратить скромную провинциальную школу в крупнейший центр российского левого искусства. Участник политической и культурной революций, Шагал стал пропагандистом авангарда и вовлек население города в активный художественный процесс. Посвятив себя этой благородной миссии, он надеялся сделать искусство достоянием масс, но потерпел неудачу — как художник, поскольку его стиль подвергли сомнению; как витеблянин, поскольку родной город оказался неспособным оценить его инициативы; как революционер, поскольку не смог выполнить роль заведующего училищем и подвергся резкой критике со стороны местных и центральных властей. В. Ермолаева и К. Малевич с тем же воодушевлением и энтузиазмом стремились реализовать идею Шагала о превращении города в «цивилизованный» центр. Молодые художники группы УНОВИС сумели придать Витебску супрематический вид и на некоторое время навязать ему новаторские формы, которые, по их мнению, должны были сопровождать коммунистическую революцию. Вот почему период 1918—1923 гг. мы связываем с революционной художественной школой — хрестоматийным примером использования государством искусства в политических целях.
Однако основной отличительной чертой школы в изучаемую эпоху был ее еврейский характер. Находясь вдали от центров движения за национальное возрождение, многие витебские художники активно отстаивали свою принадлежность к еврейскому народу, изображая жизнь местечек и свое окружение. По тематике, духу и форме Витебская школа была еврейской независимо от ее участия в обновлении национального искусства, которое, несомненно, оказало влияние на Пэна и многих других художников, но не стало определяющим в их творческой карьере.
Витебская школа была, безусловно, народной по своей сути, поскольку ее протагонисты вышли из семей скромного достатка и изображали жизнь обездоленных слоев населения, поскольку отражала условия жизни народа, в то время как другие мастера, порой искусственным образом, искали вдохновение в традиционном искусстве прошлого. Тесная связь с народом отличала художников Витебской школы от их еврейских коллег тем, что последние создавали в крупных российских городах структуры для развития национального искусства.
Наконец, невозможно отделить Витебск от России, а школу от русской культуры. Евреи, населявшие империю, адаптировали свой образ жизни и религиозные традиции к обычаям и нравам местного населения, в частности белорусов.
Многие из них вследствие своей профессиональной занятости торговцев и благодаря Гаскале говорили по-русски и интегрировались в господствующее общество; русская и белорусская культуры не были им чужды. Еврейские художники не смогли избежать соседних влияний, что, безусловно, отразилось в творчестве витеблян.
Мы можем, таким образом, охарактеризовать Витебскую художественную школу как народную русско-еврейскую. В ходе трех революций: социальной, политической, культурной, которые породили авангард и движение за обновление еврейского искусства, связанное с национально-освободительными течениями, изменились не только культура и политическая жизнь, но и еврейское общество в России. Оказавшись в центре событий, школа впитала в себя плоды этих преобразований и создала уникальный творческий синтез. Такое тройственное влияние заключало в себе как различные противоречия (академическая эстетика, затем авангардистская), так и общие черты (народная и еврейская).
Ответ на вопрос о природе Витебской школы, безусловно, не может быть однозначным.
Она стала ярким примером еврейской национальной школы. Несмотря на бесспорное влияние русской стилистики, школа отличалась от передвижников и других течений особым «еврейским духом», духом местечка. Речь идет не о еврейском искусстве в целом, а об искусстве и культуре штетла. Интерес к реальной действительности, а не поиск фольклорных традиций или орнаментов синагог объясняет специфику школы. Глубоко осознавая это, Шагал говорил, что еврейский народ не только «народ Книги», но и «народ Искусства». Эль Лисиций, как и многие его коллеги, со временем понял ограниченность волюнтаристского отношения к национальному народному творчеству. Исходя из опыта витебских художников, еврейский стиль можно определить как стремление отразить свою принадлежность к еврейской общине, которое нашло отражение в создании трогательных портретов и жанровых сценок. Этот стиль не ограничивался, однако, только реалистическим изображением, он принимал и другие формы. Примитивизм, восходивший к истокам народного искусства, тоже имел место в творчестве витеблян. Для выражения своей принадлежности к иудейству Шагал прибегал к синтезу различных стилей: кубизма, примитивизма, фовизма, экспрессионизма. Эль Лисицкий и последователи К. Малевича использовали абстракцию, одно из направлений авангарда. Витебское искусство, таким образом, было многогранным, что не позволяет говорить о какой-то одной его специфической природе. Мы можем только отметить богатство разнообразных форм и красок, характеризующих практику местных мастеров.
Если считать, что быть еврейским художником значит отстаивать сам факт принадлежности к иудаизму, принимать активное и осознанное участие в развитии национального искусства, то витебляне занимали особую позицию и отстаивали ее не действиями или призывами, а своим творчеством.