Главная / Публикации / Марк Шагал. «Об искусстве и культуре»
Гобелены в кнессете в Иерусалиме. Речь на торжественном открытии работы, август 1969 года1
Сорок с лишним лет назад французский издатель Воллар попросил меня проиллюстрировать Библию. Я тогда растерялся: я даже не знал, с чего начать. Я был так далек от библейского духа, жил в чужой стране.
К счастью для меня, передо мной неожиданно возник, как добрый ангел, мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф — и пригласил меня приехать в Эрец Исраэль2. Я увидел, почувствовал Землю Израиля — и смог сделать иллюстрации к Библии. Я словно родился заново, стал другим человеком. Трудно объяснить это словами, да и нужно ли?.. С тех пор я пытался на деле доказать свое трепетное отношение к этой стране — при каждом удобном случае.
Я совершил много поездок по земле Израиля. И каждый раз она становилась мне все ближе — я всегда что-нибудь оставлял на память в знак этой привязанности. И вот наконец я3 — в новом здании парламента Израиля в Иерусалиме — в кнессете — на полу, на стенах. Я — в кнессете вместе с нашим дорогим спикером Каддишем Лузем, который меня вдохновлял и поддерживал.
Но не хочу много говорить о себе и о своей работе. Моей целью, как я уже сказал, было стать еще ближе к стране, к библейской родине еврейского народа, к земле, где понимание жизни и право на жизнь — плод духа, который витает над каждой страницей Библии и разлит в этом воздухе, над равнинами и под облаками и в душах всех, кто живет на этой земле.
Когда человечество, в том числе и наши так называемые враги (которые скорее враги самим себе), это поймет; когда человечество почувствует это — тогда наступит новый мир, и не только здесь, но и на всей земле, как и предсказывали наши пророки.
Но пока что действительность не утешает: долгожданный мир все еще остается мечтой.
Гениальное искусство вспыхивает, освещая все вокруг, так редко... Люди предпочитают объятия зла и несправедливости свету любви.
Мне жаль наших врагов, которые тратят время и силы на кривые пути и ломятся в незапертые двери. Ключ к этим дверям — любовь, посеянная здесь на каждом шагу праотцами народа, который вернулся сюда две тысячи лет спустя, побывав в гетто, пережив погромы. Они вернулись, чтобы жить в новой любви и братстве с окружающими семитскими народами. Бывает бесталанное искусство, как бывает жизнь, прожитая зря. Мы знаем тому много примеров. Но здесь даже в глазах ребенка сияет высокий идеал. А идеал моей души — быть ближе к духу Библейской Земли.
Я всем сердцем призываю всех — и друзей, и не друзей: если в ваших душах теплится свет, откройте глаза и протяните друг другу руки, наполните смыслом нашу короткую жизнь, поднимите жизнь и творчество до высот природы.
Трудно, наверное, понять мои сумбурные слова, но, может, вы сами почувствуете, что пульс жизни бьется там, где веет ветер истины… И наши возможные враги бросят свое оружие уничтожения, потому что первым делом они уничтожат свои собственные души.
Мой голос эхом откликается на голоса моих родителей и предков. Мир должен послушать тех, кто познал смысл жизни, — и таким образом мир обретет этот смысл.
Без любви не бывает ни искусства, ни творчества, ни жизни. Любовь обитает на этой земле, а там, где есть любовь, там есть и величие, и совершенство. С возрастом я с некоторой грустью стал смотреть на всех — на друзей, на врагов.
Так пусть же эта моя работа, какой бы она ни была, будет скромным даром моей души этой Земле — земле справедливости и библейского мира.
Примечания
1. Переведено на английский с рукописи на идише, хранящейся у М. Цанина, издателя израильской газеты на идише «Дос найе лебн». В приложенной к рукописи записке Шагала сказано: «Дорогой друг Цанин, это набросок моего выступления. Пожалуйста, исправьте ошибки. С наилучшими пожеланиями Марк Шагал». Сокращенная версия была опубликована в «Ди голдене кейт», № 66, 1969.
2. Эрец Исраэль («земля Израиля»), или сокращенно Эрец («земля»), — традиционное название библейской Палестины, сионисты называли ее так даже до основания независимого Государства Израиль. В 1931 г. Марк Шагал с супругой посетили Эрец Исраэль по приглашению Меира Дизенгофа, первого мэра «первого еврейского города за две тысячи лет» — Тель-Авива.
3. Имеется в виду: мои работы — мозаики и панно.