ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Статьи / Архитектоника среды

Архитектоника среды

В философском аспекте эволюция интерьера эпохи постмодернизма идеально подтверждает основную закономерность развития художественной формы, которую еще в середине прошлого века вывел гениальный теоретик искусства: «От линейного к живописному, от замкнутой к открытой форме». Подтверждая известный тезис, сегодняшнее пространство неуклонно стремится к уничтожению рамок и ограничений, используя в своих утилитарных целях поистине безграничный арсенал подручных средств.

Традиция и преемственность

Не секрет, что мода на квартиры-студии пришла к нам с Запада. Связана она была в первую очередь с переоборудованием бывших промышленных площадей в жилые апартаменты. Отсюда появились и огромные площади, скрашенные минимумом мебели, и полупустые пространства, оставляющие уйму свободного места для самовыражения. В несколько более уродливом (или, попросту говоря, вынужденно сжатом) варианте было это и у нас. Истоки подобной модели сосуществования сразу нескольких функционально обособленных зон в пределах единого пространства можно усмотреть в недалеком прошлом отечественной истории. Удивительно, но тогда, в пресловутых «хрущевках» и иных малогабаритках каким-то совершенно немыслимым способом мы умудрялись сочетать и уголок для встречи гостей, и спальню, и в той или иной степени обособленную детскую. При этом места вроде бы хватало, несмотря на то, что все жизненные «шевеления» происходили на территории в каких-нибудь 30 с небольшим квадратных метров.

Сегодня мы в растерянности разводим руками, недоумевая, как распорядиться десятками метров, чтобы эстетика не пострадала в угоду здравому смыслу, и наоборот. Действительно, как сохранить функциональность дома, не потеряв при этом метры? Как сделать так, чтобы жилье после четкого «деления на сектора» не напоминало череду комнат в студенческом общежитии где-нибудь на окраине цивилизации? Оказывается, нет ничего проще. Способов существует масса — главное, не перейти грань, за которой интерьеру грозит превращение в территорию абсурда.

Элементарная геометрия

Что нам стоит все переломать, снести, развеять в пыль, а из руин выстроить новое, причем на том самом месте, где нужно? Или вот еще неплохой вариант: перегородить по максимуму, обособить, обозначить, разделить и изолировать. Кто-то именно так и делает. Но многие, понимая, что подобная жизнь скучна и пресна, а они достойны лучшего, действуют иначе. А именно: приглашают архитекторов, поддаются их заведомо дерзким проектам, смело перекраивают площади, кромсают пространство и в итоге достигают формулы, близкой к идеалу.

Где черпать вдохновение? Ну разумеется, в классической архитектурной традиции. Действительно, что может быть проще — если уж не анфилада комнат, сошедшая с полотна, изображающего быт позапрошлого века, то по крайней мере пара помещений, условно разделенных арочным проемом, — это то, что мы вполне можем себе позволить. Арка — один из оптимальных способов организации пространства. При всей своей простоте, как технической, так и «сметно-расчетной», она является приемом весьма эффектным и эффективным. Судите сами, арка становится единственным приемлемым способом поддержать перекрытие большого по площади помещения, когда глухая стена нежелательна, колонны не вписываются в общий замысел, а отсутствие опор вызывает опасения с точки зрения техники безопасности строительства.

Что же касается эстетической стороны, арка давно и прочно увековечила себя как полноправный декоративный элемент интерьера. Принципиальные разногласия могут возникнуть, пожалуй, лишь при обсуждении непосредственно формы и размеров арки. Здесь уж, как говорится, о вкусах не спорят. Однако в последние годы, вопреки некогда традиционному полукругу, тенденции декоративных арок тяготеют к прямоугольной форме.

Суррогатный метод

Зонирование пространства без помощи стен — вариант довольно распространенный. И додумались до этого не вдруг. За подобными примерами далеко ходить не надо. Огромная комната в бывшей коммуналке — вот тот незамысловатый прообраз, в котором полученные таким способом отсеки служили спальней, гостиной, детской, а зачастую импровизированной прихожей и небольшой кухонькой. В частности, территории часто оказывались отгорожены шкафами, книжными полками, занавесками и т. п. и превращались в отдельные уголки. Все это мы благодарно используем и по сей день. Пожалуй, видоизменились лишь предметы обстановки, а принципы зонирования не пережили серьезных эволюционных изменений.

Основная часть пространства по-прежнему включает две подсистемы, центрами которых являются сегодня, к примеру, система домашнего кинотеатра и прилегающая к нему диванная территория (иными словами, гостиная, ось «телевизор-диван», организующая пространство для наиболее распространенного способа проведения досуга) и кухня. Аналогии совершенно очевидны, и прообразы известны. В эпоху коммуналок роль первой играл обязательный предмет обстановки — телевизор, в роли же второй выступал большой обеденный стол, место сбора всей семьи.

Безусловно, наше время внесло определенные коррективы. Начать хотя бы с того, что заведомое объединение нескольких функционально различных зон делается сегодня добровольно. В угоду современной эстетике.

Роль вчерашнего шкафа, разгораживающего комнату, сегодня выполняют вполне адекватные предметы обстановки. И способов разграничить «зоны влияния» не в пример больше. Так, на роль символических перегородок претендуют напольные растения в декоративных кашпо, образующие подчас целые тропические заросли в гостиной. Не стоит забывать и о разнообразных стойках и стеллажах, позволяющих размещать комнатные цветы на нескольких уровнях, создавая иллюзию более или менее обособленного пространства. В последнее время перестают быть экзотикой и огромные декоративные аквариумы. Правильно организованные, ухоженные и выгодно подсвеченные, они зачастую становятся главным акцентом помещения. Несложно воплотить такую деталь и в качестве необходимой «перегородки», тем более что контраст «живой природы» и, например, холодного металла, главенствующего в интерьере, заметно «оживит» обстановку. Впрочем, можно обойтись и без экзотики. Новейшие коллекции мебельных салонов и бутиков, активно продвигают различного рода конструкции, напоминающие стеллажи и подобранные в едином стиле с предметами обстановки. Чрезвычайно простое и функциональное решение.

Вообще, тема так называемой ложной перегородки принадлежит к числу поистине неисчерпаемых. Стоит вспомнить хотя бы пресловутую барную стойку, отделяющую рабочую зону кухни от обеденной. Не так давно подобное решение вызывало в полном смысле слова бурю восторгов. Сегодня таким способом зонирования удивить уже сложно. Дизайнерская мысль движется в поисках все новых решений и экспериментов с раздвижными, временными, ложными и т. п. перегородками. И «открытия» не заставляют себя ждать. Благодатной почвой становятся модные тенденции, которые проникают в жилую среду и диктуют свои правила организации. В частности, оказавшийся столь популярным сегодня этнический стиль предлагает целый ряд оригинальных решений зонирования помещения. Не говоря уже о восточных веяниях, заставивших нас вспомнить об ажурных символических перегородках, вырезанных из дерева или выполненных из плетеных циновок, сегодня в числе актуальных способов декорирования интерьера оказываются давно забытые ширмы. Некогда выброшенные на помойку, в наши дни они переживают свое второе рождение. Впрочем, дело здесь не только и не столько в обращении к Востоку. Безликий, а потому во многом изживающий себя интерьер в стиле хай-тек оказался несостоятельным и недолговечным. Сегодняшняя обстановка все настойчивее требует индивидуалистических черт. Поэтому наступает время авторской мебели, именных аксессуаров и колоритных предметов моды прошлых лет.

Универсальность на подъеме

Безусловно, проблему разграничения функциональных зон в собственном доме каждый решает по-своему. Тем не менее существует целый ряд архитектурных приемов, беспроигрышных в любом интерьере. В первую очередь это создание нескольких уровней пола и потолка и использование лестничных пролетов. Кроме того, четко разграничить по назначению территории, находящиеся в едином пространстве, можно и исключительно декоративно — за счет разных видов отделки.

Очевидно, что пришло время «ломать стены» и объединять пространство. Однако свободная планировка — еще вовсе не гарантия стильного и модного интерьера. Прежде всего необходима сформированная жилая среда, комфортная и уютная. А это означает, что человек не должен чувствовать пустоту за спиной и ощущать себя «не в своей тарелке». Ведь обедать удобнее за столом, а отдыхать с книжкой или пультом от телевизора — на диване. Поэтому в случае свободной планировки пространства все равно следует соблюдать традиционные требования к тому или иному типу помещения.

Кухню, к примеру, стоит обозначить напольной кафельной или керамической плиткой. А вот для создания уютной обстановки в гостиной идеально подойдет натуральное дерево или ламинат. Использование разной текстуры в отделке полов и стен будет более чем убедительно. Можно также смело экспериментировать с обоями, фактурными штукатурками и всевозможными отделочными материалами. Для большей эффектности проектируется несколько уровней пола и потолка. В частности, столь модные сегодня подиумы с успехом выполняют не только декоративную роль, но и, зачастую, вполне функционально обоснованы. Они становятся идеальным прикрытием для фановой разводки, например. Кроме того, игра на контрастах материалов, фактуры и цвета — вполне в духе времени.

Не меньше возможностей в этом смысле представляют и многоуровневые потолки. Здесь дело также не ограничивается одной лишь декоративной составляющей. В ряде случаев использование столь популярного сегодня гипсокартона вполне оправданно. Так, подвесной потолок в кухонном помещении поможет скрыть вентиляционную трубу и зрительно подчеркнет зону, которую хотелось бы отделить, например, от прихожей или гостиной. Кроме того, не стоит забывать и про освещение. Тот же подвесной потолок позволяет широко применять встроенные светильники. А ведь в ряде случаев они становятся единственно возможным способом подсветки помещения, например большого по площади, но с низким потолком. Кстати, свет тоже помогает разделить пространство. Это может быть как мощный световой занавес, отделяющий функциональные зоны друг от друга, так и всевозможные виды освещения, которые позволяют организовать уголки для занятий каждому члену семьи.

Мода последнего десятилетия с успехом эксплуатирует возможности стекла, витража и зеркала. Продукт «высоких технологий» становится все более частым гостем в интерьере, постепенно принимая на себя функции не только чисто декоративные, но и вполне утилитарные. Так, стекло выходит из рамок декоративно-прикладного жанра и превращается в самостоятельный предмет. Чрезвычайно популярным сегодня мотивом в оформлении интерьера служит, например, стеклянная перегородка — из гладкого, фальцованного, разноцветного, однотонного, зеркального, прозрачного и иных видов стекла. Как известно, витраж имеет долгую и славную историю, о которой сегодня мы все чаще вспоминаем. Зеркала в интерьере способны в буквальном смысле «перевернуть» все традиционные представления.

Впрочем, задача архитектурного проектирования жилого пространства сводится отнюдь не к тому, чтобы эпатировать определенную консервативную часть населения. Смысл в том, чтобы создать эстетичную, удобную, эргономичную и функционально оправданную среду обитания для человека. И тут все средства хороши. Безусловно, идти в ногу со временем, быть «продвинутым» и следовать моде — удовольствие. Однако, строя свой мир, стоит в первую очередь прислушаться к собственным ощущениям. И тогда пространство само подчинится и структурируется под обитателя. А дизайнер лишь поможет систематизировать знания и воплотить фантазию в жизнь.

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.