Главная / Творчество / Учителя Шагала
Учителя Шагала — и Марк Шагал как учитель
Обучение рисованию давалось Марку Шагалу трудно: он был подающим надежды художником, но плохим учеником. Марку приходилось перерисовывать гипсовые головы, но у него ничего не получалось. К тому же Шагал был довольно своенравным юношей. Эту особенность отмечал и Юрий Пен, и последующие учителя Марка. По словам самого Шагала, достойным учителем ему мог быть Рембрандт, но художников подобного масштаба в Витебске, конечно же, не было.
Юрий Пен — первый учитель
Юрий Пен — это первый учитель Марка Шагала, и именно он ввел мастера в мир искусства.
В 1906 году Марк, тогда еще Мойша, просит у отца денег на учебу у известного витебского художника Юрия Пена, ученика Ильи Репина. Родители были не в восторге от выбора сына. Отец дал денег, но… выбросил их в окно и заставил собирать с земли на глазах у прохожих. Однако в школе Пена будущий художник проучился всего несколько месяцев, после чего перестал посещать занятия.
Марк снова просит у отца денег на продолжение учебы. На этот раз художник едет в Петербург — культурную столицу Российской империи.
Школа Николая Рериха — «потерянное время»
В училище Штиглица, куда хотел попасть Шагал, его не приняли — он провалил единственный в жизни экзамен. Он поступает в другое учебное заведение — школу Рериха: не такую престижную, но и без экзаменов.
В автобиографии художник назовет обучение «потерянным временем».
Обучение, по его словам, помогло ему лишь только тем, что Николай Рерих написал письмо в военное министерство, и Марка освободили от службы.
В 1909 году, разочарованный и разбитый, художник вернулся в Витебск. Познакомившись с Беллой, он воспрял духом и второй раз отправился на поиски достойного его таланта преподавателя — и вновь в Санкт-Петербург.
Лев Бакст — учитель, достойный ученика
В Петербурге Шагал поступает в школу рисования Елены Званцевой. Одним из преподавателей был Лев Бакст — кумир начинающего художника. Наконец-то Марку удалось найти достойного учителя. Лев Бакст озвучил Шагалу принцип, который тот будет использовать во всех своих работах: «Цвет — это часть композиции».
При поступлении Бакст просит показать Марка Шагала свои работы. Вердикт оказался суров: «Вы не лишены дарования, но вы испорчены». Однако Лев Бакст не только принял будущего художника в школу, он даже оплачивал его обучение. Первое время Шагал переживал по поводу того, что Бакст не комментирует его работы. Разочаровавшись в себе, Марк на три месяца забрасывает учебу. Но ему удалось собраться с силами и вернуться: первые же этюды, которые он показал Баксту после возвращения, получили хорошие оценки.
Вскоре Лев Бакст уехал во Францию — и Шагал не видел причин оставаться в Петербурге. Он ходил в школу только ради занятий с Бакстом, и обучение без него теряло всякий смысл в глазах юного художника. Однако благодаря покровителям он получает стипендию на обучение за границей.
Париж впечатлил Шагала. Его следующим учителем стала столица Франции.
Через несколько лет в мастерскую Шагала в Париже пришел Бакст — к тому времени его популярность утихла, и о нем все забыли. Окинув взглядом работы ученика, Бакст сказал: «Теперь ваши краски поют». Эти слова художник запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Лувр — вдохновленный учитель
Когда Марк Шагал жил в Париже, он много времени проводил в Лувре. В автобиографии он пишет:
«Легче всего мне дышалось в Лувре. Меня окружали там давно ушедшие друзья. Их молитвы сливались с моими. Их картины освещали мою младенческую физиономию. В Париже я всему учился заново».
Художника особенно впечатлили картины Гогена, Рембрандта, Ван Гога, Ренуара, Делакруа, Пуссена. Шагала также восхищают работы его современников — Матисса и Пикассо.
Смена ролей
Народное художественное училище «нового революционного образца» — так называлось учебное заведение в Витебске, которое основал и в котором преподавал Марк Шагал.
Шагал не был хорошим учеником и многое открывал для себя сам, развивая свои способности. Такой же подход он использовал и в преподавании: он пустил обучение на самотек, рассчитывая, что так поможет раскрыться талантам.
Параллельно с Шагалом в этом же училище преподавал другой талантливый художник — Казимир Малевич. Его методика была прямо противоположной: он пообещал сделать учеников профессионалами за несколько месяцев, и сдержал обещание. Вскоре в Москве на выставке можно было увидеть работы учеников Малевича, и ни одной — воспитанников Шагала. Исход легко предугадать: вскоре все, кто занимался у Шагала, перешли в классы Малевича, и Марк с женой покинули Витебск.