Главная / Творчество / Цвет
Марк Шагал — великий колорист
Марку Шагалу было непросто уговорить отца дать деньги на обучение в художественной школе под началом Юрия Пена. Но, попав в школу, он проучился в ней всего несколько месяцев. Точно так же сложилась и его первая поездка в Санкт-Петербург: ученик так и не смог найти достойного учителя.
Все преподаватели, у которых занимался юноша, совершенно иначе подходили к написанию картин. Они работали в ином ключе — а «ключом» Шагала был цвет.
Возможно, именно поэтому Марк восхищался Львом Бакстом — тот стал первым учителем, который смог направить юного художника по его собственному, а не по чужому пути. Бакст считал, что цвет должен быть полноправным компонентом композиции — Шагал подсознательно ощущал это и ранее, но не мог сформулировать.
Когда Бакст собрался уезжать в Париж, Шагал последовал за ним. Столица Франции стала настоящим «колористическим открытием» для Марка. Он напишет:
«Мои русские картины были без света. В России все сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света».
В Париже картины Шагала стали еще более красочными — именно здесь художник смог полностью реализовать свой талант. Когда через много лет забытый всеми Бакст придет в мастерскую Шагала, он скажет: «Теперь ваши краски поют».
Русская деревня под луной, 1911
Я и деревня, 1911
Поэт, или Полчетвертого, 1911–1912
Когда Марк жил в России, его картины были сдержаннее по колориту и имели более традиционную композицию.
Старуха с клубком ниток, 1906
Девочка на софе (Марьяска), 1907
Рождение, 1910
Цвет в работах Шагала
Для полотен Шагала характерны цветовые преувеличения: это «визитная карточка» творчества художника. Как символист, он использует цвета в качестве символов, как импрессионист — использует цвет как основное средство выражения. Цветовая гамма роднит его с творчеством Ван Гога и другими импрессионистами.
Огромное впечатление на Шагала произвели старинные русские иконы и их чистые тона, а также то глубокое значение, которое закладывалось в основные цвета. В иконописи приняты такие толкования цветов:
Красный — цвет мучений и крови, цвет жертвы, которую принес Христос. В ином контексте красный может означать животворящую энергию и тепло.
Зеленый — цвет природы, жизни и вечного обновления.
Синий и голубой — цвет Богоматери, объединивший в себе все небесное и земное. Также эти цвета символизируют бесконечность неба, вечный мир.
Белый — цвет божественного света. Он символизирует чистоту, простоту и святость.
Коричневый — цвет земли, праха, всего тленного и временного.
Черный — цвет смерти и зла. Еще одно значение — символ тайны.
Марк Шагал использовал язык цветов в своих работах — на первый взгляд простых, но содержащих в себе многослойную символику. Рассмотрим кратко два цвета: зеленый и красный.
Красный. В день, когда родился Шагал, 6 июля 1887 года, в Витебске случился пожар. Сгорели почти все дома, роженицу едва успели спасти. Страх того дня, возможно, как-то передался Марку: он часто рисует пожары. Красный цвет и петух символизируют кошмар той ночи.
Палитра каждой работы передает эмоции и чувства художника, его желания и страхи. Пребывая в США, Шагал не находил себе места: новости из оккупированной немцами Европы ранили его сердце. Десятки, сотни тысяч евреев погибали — а он не мог вернуться и помочь им. Он вынужден был покинуть своих родственников и друзей — и отчаяние изливалось на полотна. Картины этого периода насыщены красным — цветом крови и тревоги.
Слушая петуха, 1944
Зеленый. На большинстве полотен можно найти зеленый цвет — символ жизни, точнее любви к жизни. Зелеными в картинах Шагала были лица, небо, деревья, трава, одежда. Зеленый был любимым цветом Шагала — это роднит его с Сезанном.
Окно. Витебск, 1908
Старый еврей, 1912
Ложка молока, 1912
Окно в деревне, 1915
Белла и Ида у окна, 1916