Главная / Творчество / Декорации еврейского театра
Декорации государственного еврейского камерного театра
В 1919 году в Санкт-Петербурге открылся еврейский камерный театр, постановщиком которого стал Алексей Грановский. В 1920 году театр переезжает в Москву, и Шагалу предлагают оформить зал, где будут показаны спектакли на вечере памяти писателя Шолом-Алейхема.
Приглашение Шагал принял с большим удовольствием. В книге «Моя жизнь» художник писал об этом:
«Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра».
Шагал работал над декорациями два месяца. Всего художник сделал девять панно, семь из которых сохранились до наших дней. Действие в композициях разворачивается слева направо, а не справа налево, как в иврите.
Художник добавлял глину в темперу и гуашь — благодаря этому изображения будто бы светятся изнутри.
Для центральной стены он написал самое большое панно «Введение в театр». Фон композиции — картина мироздания. Ее составляют прямоугольники, круги, цилиндры, которые символизируют планеты, Солнце и Луну.
Введение в театр
В биографии «Моя жизнь» Шагал так опишет свою работу: «Изобразил предков современного актера: вот бродячий музыкант, свадебный шут, танцовщица, переписчик Торы, он же первый поэт-мечтатель и, наконец, пара акробатов на сцене».
Фоном полотна стали широкие цветные полосы «родом» из супрематизма — но это лишь фон, на котором художник изобразил совершенно неабстрактные фигуры людей и животных. В нижнем правом углу, сразу над подписью Шагала, нарисован мужчина, который мочится в глаза свинье. Что это? «Прощальное послание» Малевичу, переманившему учеников Шагала в Витебске? Некоторые искусствоведы считают именно так.
«Музыка» (Бродячий музыкант, 1920)
«Театр» (Свадебный шут, 1920)
«Танец» (Танцовщица, 1920)
«Литература» (Переписчик Торы, 1920)
Над декорациями художник работал до самого начала премьеры: буквально за несколько минут до поднятия занавеса он успел окончить работу над бутафорией. В автобиографии Шагал написал, что в день премьеры он так испачкался красками, что даже не мог выйти в зрительный зал.
Актерам очень понравилась работа Шагала. Соломон Михоэлс, один из актеров, долго рассматривал панно и даже попросил Шагала дать ему эскизы, чтобы понять их. Спустя некоторое время он сказал: «Знаете, я изучил ваши эскизы. И понял их. Это заставило меня целиком изменить трактовку образа. Я научился по-другому распоряжаться телом, жестом, словом».
Полотна Шагала должны были возродить еврейское искусство, но общество оказалось неготовым к резким переменам. Несмотря на то что многие по достоинству оценили работу художника, полотна также подверглись шквалу критики. Через три года, в 1923-м, Шагал покинет Россию.