Главная / Биография / Здравствуй, Париж! (1911–1917)
Марк Шагал в Париже — творческой столице Европы
В мае 1911 года Шагал из Санкт-Петербурга приехал в Париж. Представляясь новым знакомым, он начнет называть себя Марком.
Первое время Шагалу нелегко: свобода, к которой стремился художник, шла рука об руку с бедностью. Чтобы сэкономить, Марк покупал старые картины и поверх них писал собственные.
Во французской столице он всему учился заново. Он обожал ходить по многочисленным музеям и галереям. Лувр занял почетное место в его жизни: здесь он «растворялся» в картинах Рембрандта, Мане, Жерико, Делакруа, Ленена, Милле, Фуке, Шардена и Ватто.
В Обществе осенних салонов (объединение деятелей искусства во Франции) Шагал влюбился во французскую живопись. Интенсивность красок очаровали молодого художника — свои впечатления он воплотил в новый художественный язык.
Жизнь в «улье»
Винавер продолжал помогать Марку деньгами, но на приличную комнату все равно не хватало. Поэтому в первой половине 1912 года Шагал переехал в «Улей», большой дом, где бедные художники и представители других творческих профессий снимали маленькие комнаты. В «Улье» находилось около 140 творческих мастерских.
Марк снял одну из самых светлых и больших студий на верхнем этаже.
В разное время Шагала посетили Бакст, Макс Винавер и мало кому на то время известный журналист Анатолий Луначарский — будущий народный комиссар по культуре СССР. Картины художника впечатлили гостей. Луначарский даже написал статью, в которой назвал Шагала «поэтом, стремящимся выразить свою незаурядную душу графически, красочно и своеобразно достигающим этого».
Марк еще не знал, что уже через несколько лет случайное знакомство с Луначарским круто развернет его жизнь.
В Париже успех пришел к Шагалу не сразу. О том, чтобы самостоятельно устроить собственную выставку, не могло быть и речи.
Постепенно для Марка Шагала Париж становится воплощением света, цвета, свободы и радости жизни. В эти годы он написал «Автопортрет с семью пальцами». На этом полотне Шагал изобразил себя в работе: на холсте — родной и милый сердцу Витебск, а за окном комнаты — Париж. «Второй Витебск» — так он называл Париж.
Шагал подружился с людьми разных творческих профессий. Блез Сандрар и Гийом Аполлинер часто бывали у Марка в гостях и даже посвятили ему свои стихотворения. Автором названия знаменитого полотна «России, ослам и другим» как раз и был Сандрар.
Герварт Вальден и первая выставка Шагала
Знакомство с немецким крупным торговцем и покровителем искусств Гервартом Вальденом оказалось судьбоносным для Шагала. У Вальдена был свой популярный журнал Der Sturm и галерея Sturm-Galerie, с помощью которых он пропагандировал лидирующее на то время авангардное течение в Германии — экспрессионизм. Герварт Вальден предложил Шагалу подготовить картины для Осеннего салона в Германии.
Марк принял предложение и уже в сентябре 1913 с другом, поэтом Блезом Сандраром, отправился в Берлин. Шагал взял с собой полотна «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу» (позже картина получила название «Голгофа»).
Персональная выставка Марка Шагала состоялась в апреле 1914 года. Несмотря на то что экспозиция была небогато обставлена, она получила хорошие отзывы критиков.
Свадьба и война
Успех, популярность и востребованность не заставили Марка забыть Берту: он уехал в Витебск, чтобы на ней жениться. Несмотря на недовольство ее родителей и разницу в социальном статусе, свадьба состоялась.
В свадебное путешествие молодожены отправились в деревню, где у семьи Берты была дача. Здесь Шагал написал несколько лирических работ, в частности «Окно на даче» и «Синие любовники».
Летом 1914 года началась Первая мировая война. Для семьи Шагала, как, впрочем, и для всех, путь в Париж был отрезан.
Благодаря помощи брата Берты молодым удалось уехать в Петербург, а Марку — даже избежать воинской службы. Для этого он устроился на место ответственного за обзор прессы в военно-промышленном комитете города Петрограда. Марк не был в восторге от бумажной работы: он часто путал документы и делал ошибки.
В эти годы Шагал начал писать автобиографию, которую он позже назовет «Моя жизнь».
В военное время творчество Шагала приобрело новые оттенки. Льющаяся кровь, беды и горести — все это нашло отображение на полотнах «Война», «Праздник кущей», «Красный еврей».
Любовь к Белле тоже заиграла с новой силой. Лирические холсты «Розовые любовники», «Белла в белом воротничке», «День рождения», «Прогулка», созданные в это опасное время, переполнены нежностью и любовью к супруге. 18 мая 1916 года у Марка Шагала родилась дочь Ида.
Марк не представлял, что скоро откажется от любимого Парижа, чтобы работать в Витебске ответственным по делам искусств. Но именно это уготовила ему судьба.