ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Статьи / Архитекторы 1960-х: в XXI веке люди поселятся в «тарелках»

Архитекторы 1960-х: в XXI веке люди поселятся в «тарелках»

Что такое финские домики, все более-менее знают. Домики, как домики. Деревянные, сборные, в общем — обычные. Но не все финские домики такие. В конце 1960-х архитектор из Финляндии спроектировал дома в виде летающих тарелок. Космические финские домики. Во как.

Надо ли говорить, что в те годы человечество просто помешалось на космосе, который с успехом начали покорять его представители.

Казалось, что с этого момента наступило будущее — именно то, что предсказывали писатели-фантасты.

У находящихся в состоянии эйфории людей складывалось ощущение, что различные футуристические новинки входят в обиход чуть ли не каждый день. Вчера полетели в космос, сегодня заставим трудиться роботов, а завтра загоним в гаражи летающие автомобили.

Новому «космическому» миру должно было соответствовать буквально всё. Транспортные средства, бытовая техника и многое другое стало принимать очертания ракет, а люди мысленно примеряли на себя униформу космических путешественников.

Понятно, что и жилища больше не могли походить на прямоугольные коробки. Нужны были дома в духе эпохи. И они появились.

В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.

Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа — вываливалась вниз.

Автор напрямую обращался к чувствам людей. Внешность и интерьер порождали ассоциации не только с ракетами, вертолётами и дирижаблями, но и с кораблями инопланетян.

На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.

Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем — спорны. Взять, к примеру, мебель. Не поставишь же в круглом доме дубовый шифоньер.

Значит и все детали обстановки нужно было изобретать заново, в чём, впрочем, проблемы не было — «космических» дизайнерских решений в те годы было хоть отбавляй. Даже в Финляндии.

Кстати, поначалу архитектор не навязывал свою концепцию в качестве новой формы жилья — он предполагал, что конструкция будет использоваться, как лыжный домик или что-нибудь в этом роде.

Затем его планы изменились, и нелетающие тарелки были названы идеальным загородным домиком, где небольшая семья сможет проводить отпуск или уик-энд.

Проект обрастал всё новыми деталями и обрёл подобающее название — «Футуро» (Futuro).

Над выбором материала финский мечтатель почти не задумывался — незадолго до этого он построил из пластмассы купол зернохранилища в Сейнайоки (Seinajoki) диаметром восемь метров.

Тот же полиэстер со стекловолокном он выбрал и теперь.

Тем более, что материал этот был недорог. Матти верил: его творение будет доступно всем жителям планеты, а значит — изменит мир.

К тому же, если бы вы могли спросить любого архитектора того времени «Заменит ли пластмасса банальный бетон?», наверняка услышали бы положительный ответ.

К слову, в те же годы автомобильные конструкторы уверяли всех, что вот-вот все машины начнут делать из пластмассы.

С тех пор инженеры построили немало таких автомобилей, серийных в том числе, но «мэйнстрим» остался стальным.

Похожая судьба ждала и дом Сууронена, но тогда он с воодушевлением засучил рукава.

Итак «тарелка» вмещала 8 человек и имела диаметр 8 метров, как и упомянутый купол. Высота же домика превышала 4 метра. Дом изготавливали на заводе и, в виду необычайной лёгкости, его могли доставлять на место установки вертолётом.

Финский изобретатель даже подумывал о практике «мобильного проживания» — неделя там, неделя здесь. Обтекаемый домик на ножках-опорах прекрасно, по его мнению, вписывался в девственные ландшафты.

Радужные мечты Сууронена были утоплены в нефтяном кризисе 1973 года: цены на пластмассу взлетели, и производство «Футуро» уже не могло быть рентабельным.

Вроде бы всего было построено 20 таких домиков, Но если хорошенько покопаться в Сети, то можно обнаружить, что по всему свету и сейчас существует больше двух десятков «Футуро».

И каждый приписывают знаменитому финскому архитектору.

То ли это желание привлечь туристов, то ли доказательство, что чувства, которые испытывали люди 35 лет назад, никуда не исчезли.

По крайней мере, в Финляндии, США и Нидерландах, сохранилось несколько экземпляров необычных финских домиков.

Один из них, прописанный в Сан-Диего, даже был выставлен в 2001 году на интернет-аукцион: в весьма ухоженном состоянии и со стартовой ценой в $25 тысяч.

Другому его собрату повезло меньше. Весной 2003 года по штату Нью-Джерси поползли слухи о, якобы, найденных обломках НЛО.

Позже прибавились пояснения — речь идёт, видимо, о какой-то забытой декорации к фантастическому фильму.

Лишь летом группе энтузиастов удалось установить, что это был один из домиков «Футуро», не раз менявший хозяина на протяжении многих лет и переезжавший с места на место по всей стране.

Он был в сложном состоянии — выбитые стёкла, грязь и пустые бутылки внутри, облезлая краска свисала лохмотьями. Довершали картину запустения традиционные американские граффити.

К счастью для творения финского архитектора, нашёлся новый владелец для симпатичного домика — Скотт Джиффорд (Scott Gifford), который решил превратить его в магазин подарков.

Впрочем, история данного экземпляра — скорее, исключение, напоминающее о незавидной судьбе замысла Сууронена.

Однако прежде, чем романтическая фантазия 1960-х уступила место холодному рассудку 1970-х, дома-НЛО успели «разлететься» далеко за границы Суоми.

«Футуро» удачно передал воздушную атмосферу своего времени и потому не был забыт. В 1998 году Мика Таанила (Mika Taanila) снял документальный фильм о «Футуро», который с успехом и показал на международных кинофестивалях.

Кроме того, о миру поездила выставка фотографий необычайных домиков.

Что же, получается Сууронен не угадал форму дома будущего? Возможно. Но есть ли у нас уверенность в том, что будущее, каким оно виделось из 1960-х, уже наступило?

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.