ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Статьи / Что означает для вашего малыша игрушка?

Что означает для вашего малыша игрушка?

Игрушка для ребенка — это очень важный элемент его развития. Как только вы привезли ребенка домой, над его кроваткой желательно повесить несколько крупных, ярких игрушек. Они должны висеть примерно над грудью ребенка на расстоянии 50-60 сантиметров от нее, так как в силу возрастных особенностей зрения ребенок хорошо видит предметы именно на этом расстоянии.

Когда вы заметите, что ваш малыш уже научился останавливать свой взор на шариках и погремушках, проходя мимо, чуть толкните одну из них, чтобы был звук. Мелодичное звучание, покачивание и перемещение игрушки начинают малыша интересовать, он смотрит все дольше и сосредоточеннее, пытаясь запомнить, рассмотреть. Это уже зачатки умения самому занять себя, что является весьма ценным навыком.

Старайтесь и дальше закреплять это умение. Подойдите к кроватке ребенка то справа, то слева и потрясите погремушку. Ребенок будет поворачивать голову, стараясь отыскать взглядом источник звука, при этом не просто удовлетворяется любопытство, но и тренируются мышцы шеи.

Детский врач, конечно, посоветовал вам по нескольку раз в день выкладывать ребенка на животик. Малыш при этом выглядит довольно беспомощным, но постоянная тренировка приводит к зримым результатам: с каждым днем он все выше поднимает головку. Чтобы и дальше развивать это умение, кладите каждый раз перед ним то одну, то другую яркую игрушку.

К 2.5-3 месяцам малыш узнает членов семьи, становится очень эмоциональным. Стоит наклониться над кроваткой и заговорить с ним, как он вскидывает навстречу руки, размахивает ими, подымает ноги, радостно улыбается, голосом пытается выразить свое удовольствие от общения. Это так называемый комплекс оживления, который вам необходимо использовать для формирования новых умений у малыша.

Яркие игрушки пусть продолжают висеть высоко над ребенком, он будет посматривать на них. Но дополнительно повесьте 2-3 игрушки на высоте вытянутых рук малыша, то есть приблизительно на расстоянии 30 сантиметров над его грудью. Это должны быть игрушки, удобные для захватывания: погремушка, колечко, попугайчик и т.д. Вскинет ребенок руки, невзначай заденет погремушку и замрет, прислушиваясь к ее звучанию и осмысливая происходящее. Такая ситуация повторяется по нескольку раз в день, и вскоре он поймет, что сам может вызвать звучание и перемещение предмета. Теперь он старается дотянуться до игрушки. Возрастает его самостоятельность. Он сам себя развлекает и обучает одновременно.

Постепенно действия ребенка усложняются. Прикоснувшись к игрушке, он впервые раскрывает ладонь, пытается захватить предмет. И вот тут-то ему нужна ваша помощь — помощь взрослого человека. На первых порах можно просто вложить погремушку в руку ребенка, чтобы он ощутил ее, попытался удержать. Проделывайте это в течение нескольких дней, и вскоре при первом же прикосновении он раскрывает ладонь, цепко захватывает игрушку, удерживает ее вначале в одной руке, а затем сразу в обеих.

Работа рук дает пищу и для работы ума: ребенок начинает тщательно обследовать предмет. Он его ощупывает, рассматривает, встряхивает, размахивает им, тянет в рот, облизывает, пытается грызть. В такую сложную деятельность включается зрение, слух, движения, обоняние и осязание. Идет интенсивное накопление личного опыта. Обогащайте его, предлагая малышу игрушки разнообразного звучания и цвета, разные по форме, выполненные из резины, пластмассы, дерева. Поверхность одних может быть гладкой, других — шероховатой, ворсистой, ребристой — это будет только совершенствовать тактильное чувство.

Научился ребенок захватывать игрушки, висящие над грудью, усложняйте это умение — учите ребенка брать игрушки, помещенные сбоку от него. На первых порах это не всегда удается. Он тянет руку, тянется сам. Пусть трудится, это пойдет ему на пользу.

Поставьте сбоку неваляшку, чуть качните ее, чтобы привлечь внимание малыша. Ребенок тут же поворачивает голову, пытается дотянуться рукой и так старается, что неожиданно переворачивается со спины на живот. А лежать на животе он уже умеет. В таком положении он подолгу рассматривает игрушку, начинает оглядываться вокруг — обзор-то увеличился, и как оказывается, интересно кругом!

Со временем ребенок уже сам переворачивается на живот и большую часть бодрствования проводит именно в таком положении, высоко приподняв голову и грудь, опираясь уже то на одну, то на другую руку. Освободившаяся рука неизменно тянется к лежащей впереди игрушке. Но нет, далеко, не достать! Помогите немного ребенку. Подставьте ладонь к его ногам так, чтобы он почувствовал упор, а затем чуть подтолкните ноги ребенка вперед. Если вы занимались с ним гимнастикой, в том числе рефлекторным ползанием, он быстро поймет ваш намек и начнет переставлять руки, подползая к такому желанному предмету.

Теперь уже ребенка обуревает радость преодоления пространства, и он безудержно ползает. Ползание тренирует, укрепляет мышцы рук, ног, спины, формирует мышечный корсет, а это, в свою очередь, поможет впоследствии предупредить нарушение осанки. Важно и то, что таким образом формируется способность ориентироваться в пространстве, появляется мощный стимул для самостоятельных действий. По собственному желанию ребенок уже может менять игрушки, доползая к стоящим в разных местах предметам.

В 7-8 месяцев малышу уже нужны всевозможные погремушки, резиновые игрушки, пластмассовые неваляшки, разнообразные мячи, колечки. Передвигаясь от игрушки к игрушке, малыш много двигается, ему уже необходимо как можно больше площади. Оставлять его одного на диване нельзя — обязательно скатится. Лучше всего постелить на пол одеяло и опустить на него ребенка.

За ползающим малышом тоже нужно следить буквально неослабно — он пытается всюду проникнуть, все рассмотреть, все попробовать на вкус. Его интересует и щель в паркете, и замочная скважина шкафа; неизвестно каким образом во рту у него может оказаться то пуговица, то кусочек бумаги, он то умудряется застрять между стульями, то вдруг неожиданно для вас одолевает расстояние до кухни.

К 8-9 месяцам, набираясь опыта и взрослея, ребенок начинает внимательно присматриваться к окружающим его предметам. Невзначай толкнет мяч, и тот медленно откатывается, а вот неваляшка лишь закачается из стороны в сторону, мелодично позванивая. На какое-то время это его позабавит — а что же дальше? Какое еще удовольствие можно извлечь из окружающих его вещей?

Необходимо обучать ребенка новым действиям. Например, показать ему, как можно покатать мячик, вкладывать его в ведерочко, мисочку, коробочку, а затем и вынимать оттуда. Показывайте не спеша, повторяйте новые действия, направляя руку ребенка. Теперь он и сам, подражая вам, бросает в коробку все игрушки подряд, старается затолкать туда и довольно крупные: куклу, мишку. Почему они не помещаются? Это еще предстоит понять, а пока выясняется, что коробку можно открывать и закрывать, деревянными кубиками постучать, поставить их друг на друга. В таких действиях малыш получает первые представления о форме, величине предметов.

Если ребенок отказывается играть, значит, этот набор игрушек ему надоел. Замените их другими, а эти пока уберите. Пройдет немного времени, вы снова предложите их малышу и увидите, что он проявляется к ним такой же интерес, как к новым. Поэтому не покупайте сразу много игрушек, ограничьтесь 2-3 наборами не более чем по 5-7 игрушек в каждом.

К 9-10 месяцам ребенок, цепляясь за ножку стола, за край дивана, за скатерть, уже пытается встать. Остерегайте, чтобы не посыпались на него книги с полок, чтобы он не стянул скатерть со стола, не прищемил дверью пальцы.

В это же время у него появляется новое увлечение — бросание игрушек на пол. Начинается это случайно: не удержал в руке игрушку, уронил и вдруг заметил, как покатилась одна, упала другая ... Это показалось ему интересным, и теперь он уже бросает на пол все, что попадает под руку, наблюдая, что произойдет с каждым предметом, прислушивается к звуку падения. Это тоже способ знакомства с миром вещей.

Но вот ту яркую желтую собачку не достать — мама намеренно поставила ее подальше и повыше. Как быть в этой ситуации? Ребенок очень осторожно приподымается и, держась то за край дивана, то за стул, делает несколько коротких шагов, а затем, набравшись смелости, отрывает руки от опоры. И — пошел! В 11-12 месяцев ребенок уже самостоятельно ходит, странствует по всем комнатам, добирается до кухни, где исследует шкафы, гремит кастрюлями и крышками, а не углядишь — высыпает на пол, на себя содержимое банок и пакетов.

Бурную деятельность малыша направляйте в нужное русло. Покажите ему, как можно играть с куклой, завернув в легкое одеяльце, как покормить собачку из мисочки, как нанизывать колечки на пирамидку, открывать и закрывать матрешку. Малыш с удовольствием наблюдает за действиями взрослого, а затем пытается что-то сделать и сам.

С 8-9 месяцев ребенок уже может усваивать названия основных игрушек. Покажите ребенку мишку, сидящего на диване, и скажите: «Это Миша!» Затем спросите: «Где Миша?» — и поверните ребенка лицом к игрушке. Очень скоро в ответ на ваш вопрос он начнет сам поворачивать голову в сторону дивана. Но это совсем не означает, что он уже знает название игрушки. Уберите мишку, и на ваш вопрос ребенок все равно повернет голову в привычном направлении и, нисколько не смущаясь отсутствием игрушки, будет ждать от вас похвалы.

Оказывается, дети вначале запоминают место, а затем и предмет, находящийся там. Лишь после того, как вы несколько раз вместе с малышом отыщете мишку в разных местах, он научится связывать конкретное слово с конкретным предметом. А потом уже начнет понимать и выполнять и такие просьбы: «Покачай куклу», «Покорми мишку» и т.д.

Понимает ли он смысл слов «покорми», «покачай» или пока только механически воспроизводит действие? Попробуйте предложить: «Мишку покормил, а теперь покорми зайку (собаку, кошку, ...)». И если он справится с таким заданием, вы можете быть вполне довольны уровнем его умственного развития.

Вместе с пониманием речи развивается и собственная речь малыша. Вслед за взрослым он повторяет облегченные слова: «ляля» (кукла), «ав» (собака), «ки» (кошка) и так далее.

К концу первого года ребенок приобретает известную способность к обобщениям. «Ляля» — это уже не только его кукла, но и изображенная на картинке, и встреченная на улице девочка в коляске. Использование таких обобщающих слов свидетельствует также о новой ступени в развитии ребенка.

Как видно, игрушка играет важную роль в развитии ребенка. Она помогает и предупредить формирование у него вредных привычек.

Почему ребенок начинает, например, сосать пальцы? Чаще всего в тех случаях, когда, ничем не занятый во время своего бодрствования, он, что называется, от скуки рассматривает свои пальцы, потом сует их в рот. Отвлечь малыша от сосания пальцев трудно, ибо сосательный рефлекс в этом возрасте доминирует над другими интересами и потребностями. Поэтому и надо стремиться к тому, чтобы у ребенка не создавались условия для сосания пальцев, то есть, чтобы он умел и любил играть.

Отсутствие познавательных интересов, бедность впечатлений и ощущений нередко создают почву для другой вредной привычки.

Иногда ребенка, еще не умеющего хорошо самостоятельно сидеть, усаживают, обложив подушками и кладут рядом множество игрушек. Но сидеть в таком положении ему тяжело, играть он не может и, утомившись, качнется в одну сторону, в другую. Это дает какие-то новые ощущения. Так может рождаться привычка развлекать себя раскачиванием. У некоторых детей, особенно у имеющих поражения центральной нервной системы, раскачивание может приобретать навязчивый характер, становится чем-то вроде наркотика.

Учите ребенка играть, это убережет его от вредных привычек.

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.