Главная / Статьи / Диагноз — покупатель. Шоппинг в России превратился в болезнь
Диагноз — покупатель. Шоппинг в России превратился в болезнь
До России докатилась волна шопомании. Неудержимая страсть к покупкам разорила уже немало европейцев и американцев. Теперь очередь — за нашими гражданами. Однако даже искушенных иностранцев шокирует поведение россиян в магазинах. У нас шопомания достигла невиданных размахов.
Этой болезнью уже страдают не только жены олигархов. Даже люди с малым достатком умудряются оставлять в магазинах огромные суммы. В этом им помогают потребительские кредиты, которые сейчас можно получить за несколько минут. Легкие деньги сделали настоящими шопоголиками и женщин, и мужчин.
Большинство из них понимают, что серьезно больны, только в тот момент, когда приходит время расплачиваться за кредит. Но бывает уже поздно. Супруг подает на развод, а имущество приходится распродавать за долги.
В качестве классического примера шопоголизма психологи приводят историю 40-летней американки. В июле этого года власти Пенсильвании посадили в тюрьму на 27 месяцев женщину, страдающую безудержной страстью к покупкам. Эта дама украла из кредитного союза 1,5 млн. долларов и сразу же потратила их на приобретение более 1,5 тыс. вещей.
Среди покупок оказались сотни пар обуви и десятки сумочек. В своих показаниях американка призналась, что не могла контролировать страсть к приобретательству. Не купить ту или иную вещь она просто была не в силах.
Такие случаи, конечно, единичны. Однако психологи убеждены, что предрасположенность к шопомании заложена чуть ли не в каждом втором жителе развитых стран. По результатам опроса, проведенного компанией GfK Custom Research Worldwide, в среднем 42% европейцев и американцев склонны к внезапным тратам. С падением «железного занавеса» мания покупок проникла и в Россию. Наши соотечественники, утомленные постоянным дефицитом, оказались куда более злостными шопоголиками, чем иностранцы. Более 70% россиян признались, что испытывают удовольствие от самого процесса хождения по магазинам. Во время депрессии или душевного кризиса они легко могут превратиться в шопозависимых людей.
Идеология гламура
Причин у шопоголизма множество. По словам психолога Евгении Никитиной, магазиноманией страдают, прежде всего, те люди, которые были многого лишены в детстве. Причем лишения эти могут носить не только материальный характер. Люди, которые не чувствовали тепло и заботу родителей, с помощью покупок фактически тешат свое самолюбие.
«Кроме того, многие находят в процессе покупки хороший способ для снятия стресса, — пояснила «НИ» г-жа Никитина. — Однако именно в России шопингтерапия зачастую перерастает в шопоманию. Как и в случае с алкоголем, лекарство превращается в источник новых болезней. Виной всему отсутствие чувства меры».
Большинство шопоголиков — люди с серьезными комплексами. «Многие из них чувствуют свое несоответствие стандартам успешной жизни, — рассказал «НИ» руководитель Центра практической психологии Сергей Ключников. — Сейчас в обществе преобладает гламурная идеология. Человек должен зарабатывать деньги, чтобы потом потратить их на покупку виллы, машины или дорогого наряда. А если ты столько не зарабатываешь, то предлагается посмотреть журналы, где рассказывается об этой красивой жизни, чтобы получить ощущение сопричастности. Еще одна причина шопоголизма — недостаточно насыщенная событиями жизнь. Люди пытаются заполнить пустоту этими бессмысленными покупками. Развитию этой зависимости в России способствовало также резкое появление колоссального количества товаров, наводнивших рынок. Мы страна крайностей. Во время шоп-туров за границей наши люди ведут себя так, что иностранцы порой смотрят на них, как на дикарей».
Свою роль в шопоголизме сыграла и реклама. Г-жа Никитина пояснила «НИ», что на психику людей, склонных к той или иной зависимости, серьезно влияет высокое качество рекламы в общем-то бесполезных товаров. «К сожалению, в нашей стране пока еще не принято считать шопоголизм болезнью, поэтому люди не хотят обращаться за помощью к специалистам», — заключила Евгения Никитина.
Сметая все на своем пути
В результате все многообразие товаров гигантских супермаркетов и модных бутиков просто сводит с ума россиян. В магазине они способны забыть все на свете, даже собственных детей. «Шопоголики к нам приходят довольно часто, — рассказала «Новым Известиям» менеджер отдела женской одежды магазина Zara Елена Щербакова. — Такие женщины постоянно теряют у нас детей. Они так увлекаются покупками, что забывают, с кем пришли и когда. Бывают такие ситуации, когда мужья уходят в мужской зал, мамы — в женский, а дети подходят к центральной кассе и начинают плакать. Мы, конечно, сразу по громкой связи делаем объявление, но мамы долго не приходят. Только через какое-то время вспоминают о своих чадах».
Большинство продавцов шопоголизм только приветствуют. Еще бы, один клиент с таким диагнозом может даже удвоить месячную выручку магазина. Консультант модного бутика «Подиум» Родион признался «НИ», что сам страдает манией покупок. Поэтому он только радуется, когда обслуживает истинного шопоголика.
С этой точкой зрения согласна и продавец магазина Ermanno Scervino Екатерина: «Некоторые клиенты хватают буквально все. Бывает, что человек берет белую кофточку, такую же черную, вновь такую же белую, но с коротким рукавом, или, наоборот, с длинным. Если товар доставляется в наш магазин два раза в неделю, то и этот человек будет приходить два раза в неделю и делать покупки. Такие посетители берут все, иногда даже без примерки, просто хватают свой размер и расплачиваются за товар. Нашим постоянным клиентам мы звоним, сообщаем о каждой новой поставке. Мы к этому относимся нормально — если людям нравится, то почему бы и нет? Таких покупателей бывает больше летом. Наверное, они считают, что шестая шуба — это плохо, а двадцатая кофточка или тридцатая юбка — это ничего».
Ни стульев, ни мужа
Если у шопоголика нет проблем с деньгами, то это еще полбеды. Во-первых, покупка десятка ненужных вещей вряд ли разорит толстосума. Во-вторых, он легко может побороть свою манию, обратившись за помощью в имиджевые агентства. Там за несколько тысяч рублей в час можно взять с собой по магазинам специально обученного человека — профессионального шопера, который поможет справиться с пагубной страстью. «Например, в нашей компании шоперы отговаривают клиентов от ненужных покупок, — рассказала «НИ» руководитель имиджевого агентства StudioStyle.ru Анна Андрианова. — Конечно, встречаются люди, в буквальном смысле зависимые от шопинга. Но среди наших клиентов это только состоятельные женщины, которые могут себе позволить выбрасывать деньги на ненужные вещи. Однако в любом случае наш шопер сделает все возможное, чтобы клиент купил только те вещи, которые он действительно будет носить».
С людьми небогатыми, которых, кстати, среди шопоголиков большинство, все сложнее. Пагубная страсть к покупкам может буквально разрушить их жизни. Кто-то влезает в долги, а кто-то активно осваивает потребительские кредиты. Тут-то и сказалась вечная тяга россиян к халяве. Переступив порог магазина, шопоголики забывают, что кредит нужно будет когда-то отдавать.
Медиаменеджер Алевтина Кириленко называет себя шопоголиком со стажем. «Около года назад мы с подругой сходили с кино, где главным действующим лицом была женщина моей же профессии, — рассказала «НИ» Алевтина. — Еще в кинотеатре я поняла, что ужасно выгляжу, и захотела быть похожей на героиню фильма. Прямо из кинотеатра мы буквально побежали в магазин, где я сразу же купила деловой костюм. Причем на деньги подруги. На следующий день я поняла, что нет предела совершенству».
Сейчас квартира Алевтины похожа на модный развал. Шкафы ломятся от кофточек и блузок, а коллекция сумочек уже давно не помещается в комоде. Зато спит девушка на раскладушке, в доме не осталось ни одной книги, а в холодильнике — продуктов. «После того как я стала сметать все с полок модных бутиков, деньги закончились очень быстро. Сначала я назанимала у подруг, — говорит Алевтина. — Потом стала брать кредиты. Естественно, отдать долги с моей зарплатой и при таких тратах было невозможно. Когда срок платежей истек, кредиторы буквально начали бомбардировать меня звонками и письмами. Представители банков приходили ко мне домой, побывали даже на работе. В итоге мне пришлось продавать мебель и технику, чтобы расплатиться. Когда квартира оказалось полупустой, я поняла, в какой переплет я попала».
Страсть к покупкам приводит и к семейным трагедиям. Только когда в жизни возникают серьезные проблемы, шопоголики решают обратиться к психологу. «Среди моих клиентов очень много страдающих магазинозависимостью, — говорит Сергей Ключников. — Часто приходят семейные пары. Между супругами возникают конфликты, связанные с тратой денег. Например, одной моей клиенткой была женщина, которая очень сильно зависела от покупок, и мужа это постоянно раздражало. Дело в том, что мужчины и женщины по-разному ходят в магазины. Женщинам важен сам процесс, а мужчине — результат. Даже было подсчитано, что больше 77 минут мужчина в магазине не выдерживает. Это провоцирует до 20% ссор. А если семья к тому же не очень богата, то конфликт осложняется финансовыми последствиями. Шопомания одного из супругов, которая буквально разоряет семью, нередко становится причиной разводов».
Шопинг по-мужски
Страстью к неконтролируемым покупкам заразились не только женщины, но и мужчины. По словам психотерапевта и нарколога Владимира Есаулова, среди его клиентов число больных манией покупок мужчин в три раза меньше, чем женщин. «Но число мужчин-шопоголиков растет, — сообщил «НИ» г-н Есаулов. — Еще 5—7 лет назад их в нашей стране не было вообще. Я отметил, что мужская и женская страсти к покупкам различаются. Женщины покупают в основном косметику и одежду, а мужчины — машины, книги, всякую технику и детали к этой технике. Среди клиентов-мужчин у меня доминируют электронщики».
В некоторых формах шопоголии мужчины не только догнали, но и перегнали женщин. Психологи отмечают, что чуть ли не каждый десятый россиянин страдает так называемой «пищевой шопоманией». «Когда я прихожу в кафе или ресторан, то всегда заказываю намного больше блюд, чем могу съесть, — рассказал «НИ» стилист Павел Вердин. — Я заранее знаю, что столько не съем, но все равно не могу отказаться от заказа. В итоге большинство блюд просто остаются нетронутыми».
А разве это болезнь?
Психологи отмечают: коварство шопомании заключается, прежде всего, в том, что в России она до сих пор не считается болезнью. Люди категорически не хотят обращаться к специалистам за качественной помощью. А если нет спроса, нет и предложения. Сейчас в стране нет психотерапевтов, специализирующихся на этом заболевании. Для сравнения: в Европе для шопоголиков существуют даже специальные клиники. В результате патологический покупатель остается один на один со своей проблемой. И тут уже все зависит от силы воли каждого шопомана. Успех борьбы с недугом напрямую связан с тем, научится ли магазинозависимый человек отрицательно отвечать на простой вопрос: а нужна ли мне эта вещь на самом деле?
В мире эпидемия шопомании
Навязчивым влечением делать покупки, по оценкам специалистов, страдают около 5% американцев, а еще 20% находятся на грани этой зависимости. В Великобритании шопоманией мучаются от двух до пяти процентов населения. При этом 52% англичанок признали, что шопинг приносит им больше удовольствия, чем секс! Аналогичные данные получились и у немецких исследователей. Девять из десяти человек, подверженных данному заболеванию, — женщины. Это объясняется тем, что для большинства женщин хождение по магазинам является каждодневной обязанностью, которая превращается во вредную привычку. Масштабы болезни стремительно растут. Психологи Германии уже бьют тревогу по поводу того, что симптомы шопоголизма отмечаются у трети немецких школьников. А британские исследователи уверены, что 80% детей в возрасте 10—12 лет отличаются болезненной страстью покупать. В США шопоголизм лечат с помощью антидепрессантов, а также психологического вмешательства. Людей учат бороться с навязчивым желанием, переключая внимание на решение реальных проблем. Считается, что шопоманией страдают люди с заниженной самооценкой, а также с нехваткой в организме особого гормона серотонина, который отвечает за смену настроения. Более того, серотонин управляет аппетитом, эмоциями, порывами и пристрастиями, способствует сну, оказывает антистрессовое действие, регулирует тонус сосудов, развитие аллергии, воспалительные реакции и даже иммунитет. Недостаток серотонина в организме приводит к депрессиям и связанному с ними букету болезней.
Перед походом в магазин надо вкусно поесть
«Если вы — женщина около 35 лет, если обеденный перерыв на работе вы предпочитаете использовать для похода в магазин, если вы испытываете прилив радости в момент покупки, а по возвращении домой равнодушно кладете обновку на полку — вы шопоголик. Вам необходимо срочно заняться самотерапией, а если она не поможет, лечь в клинику». Так выглядят предупреждения скандинавских специалистов, занимающихся лечением многочисленных зависимостей, в том числе неудержимого стремления покупать. В специализированных клиниках шопоголиков учат смотреть на магазины как на ловушки, расставленные коварным врагом. Пациентам рассказывают, как их заставляют покупать ненужные им товары. Представителям группы риска советуют оставлять кредитные карточки дома или вообще от них отказаться, идти в магазин с готовым списком необходимых товаров и ограниченной суммой денег, а главное — хорошо и вкусно поесть перед «броском во вражье логово». Удовлетворение от приема пищи действует как природная «таблетка счастья», временно блокируя стремление человека побороть депрессию спонтанными и ненужными покупками.