Главная / Статьи / Картины серии «Насекомые» художника Алексея Зимина
Картины серии «Насекомые» художника Алексея Зимина
Алексей Зимин. Индивидуальность мастера
Алексей Зимин — еще совсем молодой художник, но его несомненный талант уже признан многими отечественными критиками, а перспективы выйти на западный рынок, вероятно, не заставят себя долго ждать, ведь он — художник нового поколения, юный вундеркинд в области изобразительного искусства и отчасти первооткрыватель нового направления.
Мастер отошел от «канонов» актуального искусства и предпочел вернуться к стилистике старых жанров, вспоминая мастеров 19 и 20 веков, но тем не менее на всякую деталь классического искусства примеряя маску современности и прозы обыденной жизни.
Одна из главных целей художника — отразить под призмой искусства саму жизнь с ее недостатками, пороками, красотой и многогранностью.
Разнообразие и становится одним из главных критериев выбора стиля художника. Показать разнообразие жизни, можно лишь обращаясь ко всем граням искусства, постигая на практике стили и направления, формировавшие историю.
Начало творческого пути Алексея Зимина
Для начала стоит упомянуть о творческом пути молодого художника. Любовь к светотени заметила еще мама будущего творца, когда он был совсем маленьким. Она закончила художественную школу, поэтому прекрасно понимала интерес сына к сочетанию красок и света в природе, его восхищение рассветами, закатами, оттенками древесной коры и контрастами лепестков полевых цветов. Уже в седьмом классе Алексей постоянно оттачивает практические навыки в рисовании, пытаясь найти свой индивидуальный стиль, пробует различные направления, а в десятом классе в первый раз организовал выставку.
Серия картин «Насекомые»
К серии в стиле реализма относится и серия полотен «Насекомые». Все картины серии удивительно лаконичны: здесь нет избыточности деталей или цвета, нет нагромождения образов, и ничто не отвлекает зрителя от основной задумки и центра композиции. Все пространство полотна занимают насекомые, над которыми и предстоит поразмыслить публике. Это фирменный «финт ушами» от Алексея Зимина — он четко указывает направление, в котором стоит двигаться наблюдателю, а после отпускает его в «свободное плаванье», позволяя самостоятельно искать смысл, бродя между полотнами. Можно сказать, Алексей заново учит людей думать.
Каждый холст неповторим, обладает собственной индивидуальностью, но все же между ними существует как визуальная, так и «ментальная» взаимосвязь. С визуальными настроениями все понятно: общая тема, один и тот же центр композиции, концентрация на единственном объекте и однотонный фон, чаще всего не слишком яркий или удачно контрастирующий с самим насекомым, чтобы зрителя не отвлекали ненужные здесь детали и дополнения.
«Ментальную» же связь между картинами, объяснить ее достаточно сложно, не взглянув на место, где пошла выставка полотен знаменитой серии. А случилось это на ВДНХ в павильоне Дома Бабочек, где рядом с холстами художника стоят рамки с насекомыми, наколотыми на булавки. Этот ход организаторов, с одной стороны, указал на взаимосвязь творений Зимина с живой природой, тесное единение искусства и естества, а с другой — поднял во многом актуальную проблему истребления ради коллекционирования, ведь стояли друг напротив друга, словно два вражеских лагеря, некогда живые существа, теперь покоящиеся под пыльными музейными стеклами, и столь же прекрасные картины, создание которых не причинит вреда и самой маленькой букашке в стремлении запечатлеть ее красоту.
Не зря он изображает самых редких бабочек, вспоминая сразу несколько исчезающих видов. Его картины представляются своеобразным музеем, вроде того же Дома Бабочек, где собраны уникальные коллекции насекомых со всего света. Но Алексею не нужно отправляться в дальние страны и скакать с сачком по холмам — ему помогает привитое еще в детстве чувство прекрасного и умение подражать самой природе в ее первозданной красоте. Художник явно «ощущает» природные порывы, словно живет исключительно незыблемым и прекрасным — красотами нашей планеты.
Почему «бабочки» так приглянулись коллекционерам и общественности?
Нет ничего удивительного в том, что за полотнами серии «Насекомые» охотятся даже искушенные коллекционеры. Зимин смог не только передать эстетику бабочек, но и изобразил их с поразительной технической точностью как с художественной, так и с биологической точки зрения, что удивит даже самого искушенного ценителя, ведь не каждый мастер способен изобразить действительность, сохраняя ее неповторимые черты и «живость», «естественность» полотна, но при этом привнося свое виденье в картину.
Настолько прекрасны и эстетичны бабочки в каждом пятне на расправленных крыльях, настолько живыми они представляются, что зритель перестает замечать остальное: вот-вот насекомое вылетит из холста, шелестя огромными легкими крыльями.
Фоны исключительно дополняют картины, служат еще одной возможностью подчеркнуть главенствующую роль единственного «персонажа», Зимин крайне точно подбирает цвета, гармонирующие с палитрой той или иной бабочки.
Теперь же давайте обратимся к некоторым особенно, на мой взгляд, удачным картинам из серии «Насекомые».
«Лиловый мотылек»
На одном из полотен изображен лиловый мотылек — бабочка, которая почти исчезла с лица Земли, ведь столетиями люди приписывали ей магические свойства, а коллекционеры охотились за лучшими экземплярами. Удивительно точно передает Зимин размах лапок и крыльев, прорисовывает мельчайшие детали, повторяя формы тельца реального насекомого.
Крайне эстетична мягкая палитра, состоящая из оттенков синего, лилового и фиолетового. Воздается впечатление, что краски Алексей заимствовал у самой природы. В окрасе бабочки нет идеальной симметрии, а потому она кажется еще более естественной, словно замершей лишь на секунду, чтобы позволить удачливому охотнику узреть истинную красоту. Сочетание грязновато-желтого и темно-синего не может не привлекать взгляд, ведь в этом смешении, как заметил еще Винсент Ван Гог, присутствует «неизмеримая легкость бытия».
«Махаон»
На другой картине расправляет крылья прекрасный Махаон, которых теперь редко встретишь где-то, кроме как на выставках редких видов. Это действительно огромная бабочка, и Зимин не забывает указать на ее отличительную черту: огромный размах крыльев, подобрав соответствующую форму холста.
Если вам когда-нибудь повезет увидеть Махаона не под стеклом, вы заметите, как переливается под лучами света зеленоватая легкая пыльца на кончиках его крыльев. С Алексеем Зиминым это чудо можно представить прямо сейчас: вот бабочка просыпается, раскрывает сначала одну пару огромных лепестков-крыльев, а после из-под них показываются дополнительные, с белыми прожилками и крапинками, во всей красе и эстетике, наполняя зрителя чувствами красоты — в этом и состоит основная задумка художника.
«Сатурния Комета»
Другая картина — ночная бабочка из тропических лесов Мадагаскара, Сатурния Комета. Огромная, больше ладони взрослого мужчины, с двумя «хвостами» на крыльях, напоминающими горящие хвосты комет, ярко-желтая — обо всем этот не забывает Зимин, стараясь как можно точнее передать внешний облик удивительного создания природы. Словно талантливый фотограф, Алексей запечатлел даже «пушистые антенны» — необычные усики Сатурнии.
«Schinia florida»
Следующая бабочка настолько редкая, что часто изображенное на этой картине Зимина насекомое относят к совершенно иному виду, в то время как жутковатый мотылек бледно-желтого цвета с розовыми вкраплениями, на полотне художника так точно переданными с помощью нарочито небрежных мазков, называется Schinia florida.
Когда-то бабочка обитала в землях Флориды и Техаса, но сейчас этот вид находится на грани вымирания, так что экземпляры можно отыскать разве что в музеях-заповедниках. Но мастер проделал кропотливую и долгую работу, тщательно отобрал экземпляры для собственной «коллекции» и добился принципиального разнообразия видов, а потому обратился даже к тем, что почти исчезли с лица Земли, вновь напоминая зрителям, как важно беречь все живое, что ни есть на планете.
Общие выводы. Запечатленная красота
В серии есть еще несколько картин. На них изображены оса, жук, божья коровка и ночные бабочки (другое название картины «Moth»). Как и вышеописанные полотна, эти картины отличаются биологической точностью проработки деталей и нюансов внешнего вида насекомых, великолепной цветопередачей и грамотно подобранной палитрой.
Таким образом, Алексею Зимину удалось в одной серии и поднять достаточно серьезную проблему, и воплотить оригинальную авторскую задумку, и создать полотна, которым позавидует даже опытный энтомолог. А, главное, художник смог запечатлеть красоту этого мира в вечности и не позволит ей кануть в Лету, оставшись слишком маленькой, чтобы быть замеченной простым обывателем.