Главная / Публикации / Валерий Шишанов. «Школа и революция»
Валерий Шишанов. «Школа и революция»
Бюллетень Музея Марка Шагала. № 2. 2000. С. 5—8.
Выступления Марка Шагала на страницах витебских изданий немногочисленны, но внимание исследователей к ним не ослабевает. К сожалению, «провинциальные издания» тех лет сейчас можно найти лишь в столичных библиотеках, а обращение к цитатам порождает ощущение неполноты знаний. В какой-то степени мы попытаемся преодолеть это путем перепечатки «без купюр» статей М. Шагала, Л. Лисицкого и материалов о Витебском народном художественном училище, помещенных в журнале «Школа и революция».
Революционные события 1917 г., сопровождавшиеся падением оков цензуры и провозглашением демократических свобод, вызвали небывалый всплеск активности всех слоёв общества, что привело к появлению самых различных организаций и периодических изданий. Учащаяся молодёжь Витебска не оставалась в стороне. Апогеем «Великой Школьной революции» и ученического самоуправления в Придвинье стало создание на II ученическом съезде учащихся Западной Коммуны, проходившем с 22 по 27 февраля 1919 г. в Смоленске, Губисполкома учащихся Витебской губернии.
Губисполком учащихся считал необходимым «поставить на должную высоту» собственную газету — «Известия Витебского губернского исполнительного комитета советов ученических депутатов», выпуск которой начался с конца февраля 1919 г.
Возможно, газета так и осталась бы рядовым в строю себе подобных изданий с традиционным набором рубрик: «По белу свету», «Из столичной печати», «По губернии», «Местная жизнь», «Красная молодёжь», «Культурно-просветительная работа» и т.д., если бы не «великое переселение» в Витебск представителей столичной культуры. На страницах издания публикуются статьи «петербуржцев» — литературного критика Павла Медведева, философа Семена Грузенберга, дирижера Николая Малько, футуриста Ивана Пуни. Среди «местных» молодых авторов — Юлиан Вайнкоп, Гавриил Юдин, Исаак Абрамский, Исаак Бахрах, заявившие о себе в столицах в будущем. Благодаря этому ученический еженедельник, пожалуй, как никакое другое периодическое издание Витебска того времени много внимания уделял вопросам музыки, литературы, театра и изобразительного искусства.
Зачастую статьи носят просветительский характер, являются «пробой пера» молодых авторов. Публицистика, проза, стихи пронизаны романтикой революции, несовершенны, наивны, политически ангажированы. И все же, это — весьма ценный источник для анализа культурной ситуации в Витебске первых послереволюционных лет и, в частности, в сфере изобразительного искусства.
Привлекает внимание, развернувшаяся в первых номерах газеты (№ 2—3, 4—5, 7—8) ожесточенная дискуссия о «политическом лице» футуризма между витебскими «учащимися» Ю. Вайнкопом, Г. Юдиным и «предтечей супрематизма» в Витебске И. Пуни, который был приглашен в город М. Шагалом для преподавания в Народном художественном училище.
С 22 номера, вышедшего 30 июня 1919 г., газета учащихся обрела статус «еженедельника журнального типа» под названием «Школа и революция», что, впрочем, не отразилось на полиграфическом исполнении издания.
Художественная жизнь Витебска в освещении «Школы и революции» концентрируется вокруг детища М.З. Шагала — Витебского народного художественного училища. В первом номере в разделе «Хроника» (c. 16) журнал помещает заметку «I-я отчетная выставка Витебского художественного училища», в которой сообщается: «27 июня с.г. открылась в Витебском Народном Художественном училище 1-я отчетная выставка учащихся. Необходимо отметить, что выставка эта наглядно показывает, что Художественное Училище с пользой провело текущий учебный год. Подробный отчет о выставке в следующем номере».
В следующем номере (7 июля 1919 г.) в рубрике «Местная жизнь» (с. 16) под заглавием «Открытие первой выставки Народного Художественного Училища» помещен более подробный репортаж: «В субботу 28 июня в помещении училища (Бухаринская,10) в небольшой переполненной комнатке состоялось торжественное открытие первой выставки художественного училища. С докладом о деятельности училища выступил руководитель его М. Шагал.
Далее выступил тов. Ромм, обрисовавший положение художественного образования в России в период царизма и после Октябрьской революции.
С небольшим, но красивым приветствием выступил П.Н. Медведев.
После приветствий состоялось концертное отделение при участии проф. Бая и Шпильмана.
Читал свое приветственное стихотворение и «Двенадцать» А. Блока — А. Сумароков.
Итоги работы выставки подводятся в заметке «Из деятельности Народного Художественного училища», опубликованной в последнем номере «Школы и революции» (№ 24—25, с. 13): «20 июля с.г. закрылась 1-я отчетная выставка работ учащихся. Премированы работы след. учащихся:»
По живописи: Циперсона, Витензона, Хидекеля, Векслера, Кунина, Волохонского и Зельдина.
По рисунку: Бернштейна, Фейгина, Григорович, Розенгольц, Червинка, Бурдзиковский, Таурит, Шалютина, Иоффе, Лифман и Лерман.
По прикладн. искусству: Цейтлин, Магарило и Волкова.
По скульптуре: Юдина и Байтина.
Кроме упомянутых работ учащихся, постановлением Училищного Совета оставлены для школьного музея следующие работы: 1. Удра — этюд «Натурщик», 2. Циперсон — «Плакат», 3. Носков — Этюд, 6. Бескин — Рисунок, 7. Зевин — Натур-морт, 8. Алесин — Рисунок, 9. Кинович — Рисунок, 10. Попрядухина — Рисунок.
Училище распределяется на следующие мастерские: свободная мастерская живописи — руководитель М. Шагал, мастерские рисовально-живописные утрен. и вечер. — руководитель Ермолаева, мастерские рисовально-живописные — руков. Пен, мастерская графики и архитектуры руководитель Лисицкий, мастерская прикладных искусств — руководитель Козлинская, подготовительная мастерская — руководительница Коган, скульптурная мастерская — руководитель Якерсон, формовочная мастерская при скульптурной рук. Лиздошь, лектор Ромм.
Заведывающий училищем М. Шагал.
Число записавшихся учащихся — 600 человек, посещает 300. При клубе учащихся есть библиотека.
Занятия по желанию учащихся продолжаются и в летнее время.
В этом же номере помещаются статьи М. Шагала «О Витебском Народном Художственном Училище» и Л. Лисицкого «Новая культура».
Статья Шагала во многом перекликается с его «Письмом из Витебска», опубликованном в журнале «Искусство коммуны» (1918 г., 22 декабря). Начав с лирического вступления о подъеме культурной жизни города, Шагал переходит к изложению своих взглядов на задачи и пути развития искусства и художественного образования, затем повествует о «приземленном» — первых результатах деятельности училища и «хозяйственно-материальных» заботах и заканчивает статью эмоциональными призывами. Статья отмечена некоторым спадом революционного запала и переходом к более плюралистической художественной программе, что, безусловно, более соответствовало, по определению И. Гавриса, «индивидуально-новаторскому направлению» М. Шагала.
Лазарь Лисицкий в своей статье, напротив, вторит авангардистским манифестам «грядущего обновления вселенной» и афиширует постулаты «коллективного творчества», на которых чуть позже строят свою деятельность художники УНОВИСа. Определяет Лисицкий и приоритеты собственного творчества — архитектоника, оформление книги.
Сдвоенный 24—25 (3—4) номер стал «лебединой песней» «Школы и Революции». Журнал был напечатан на бумаге лучшего качества, приобрел обложку, выполненную С. Юдовиным. Но это был последний номер. Как сообщала редакция — «в целях экономии сил и бумаги Губисполком закрыл все газеты и наш орган подвергся общей участи». Протесты учащихся действия не возымели. Надежды на возобновление выхода журнала не оправдались.
Валерий Шишанов
О Витебском Народном Художественном Училище(К 1-й отчетной выставке учащихся)
Постараюсь объективно, в качестве «не заинтересованного» лица сказать несколько слов о белом доме на Бухаринской.
В стенах его ни разу не вспомнишь с «благодарностью» его бывшего владельца...
Из окон его виден днем и вечером весь бедный город.
Но не ощущаешь этой бедноты сегодня.
Беден был ты город, когда по улицам твоим, сколько ни броди, никого кроме сонного лавочника не встретишь, а сегодня много сыновей твоих, оставляя нищету своих домашних стен, встречаются мне на пути по направлению к Художественному Училищу. Есть с кем поговорить.
Хочу вкратце сказать о том, что уже сделано и что намечается в будущем.
Однако, кого интересует история практического созидания того или иного явления в области искусства.
Я лично охотно бы воздержался от ответа на вопрос: как мол ты такой сякой написал ту или иную картину, как это у тебя вышло? — Один ответ «зрителю»: «гляди готовое», а какое тебе дело и какой кому интерес до «черновой работы»... Кому интересно знать, сколько пережито до и после. Покажи свои дела!
История же этих дел, как и история возникновения Витебского Народного Художественного Училища — обычна, но история возрождения в стенах его стольких спавших витебских дарований — необычна.
Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству — воплощаются. Но этого мало; нужно было сделать, чтобы получаемое художественное воспитание пошло бы впрок без потери драгоценного времени и чтоб работа по мере выучки была бы в самом деле продуктом Искусства с большой буквы, чтоб методы и приемы художественного образования последовали бы сразу по точному пути, дабы не было впоследствии художественных калек и мертвых душ без воскрешения. Но и этого мало; — нужно было также, чтоб учреждение, давая грамоту и приобщение к Искусству, свернуло бы круто с наиболее «понятного» и опасного пути — пути рутины и пошло бы по пути революционному в Искусстве — пути исканий. Сверх всего этого необходимо было и необходимо будет впредь остерегаться стараний [вероятно, стираний — В.Ш.] индивидуальных особенностей каждой личности, работая коллективом, ибо будущему коллективному творчеству необходимо лишь сознание духа и ценности грядущих эпох, но не сборище стертых однообразных личностей.
И если мы с самого начала в целях достижения намеченного, вышеуказанного плана и проводили соответствующую однолинейную художественную политику — то теперь опыт некоторого «отступления» и кажущегося «смягчения» наших действий нам не страшны. Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководительства и мастерские всех направлений от левых до «правых» включительно.
Вот цели наши.
Но лучшим подтверждением сказанному могла б явиться закрывшаяся 1-ая отчетная выставка учащихся Художественного Училища. Мне пришлось бы перечислить имена почти всех участников ее и особенно напомнить вам имена тех учащихся, работы коих по своим достижениям премированы и переданы в Школьный музей.
Трудно сказать, во что могут вылиться в будущем эти молодые витебские силы, но художественное состояние этой молодежи несомненно знаменательно для Витебска.
Не менее знаменательно и другое обстоятельство: те самые несчастные рабочие, коих вы могли в летний зной видеть на красных крышах и подоконниках, — маляры живописцы, попадавшие с детства по ошибке в мастерскую бездарного ремесленника дельца, ныне в той же смиренной позе пишут «натур морт» в мастерских Художественного Училища.
И надо отдать им справедливость: они добиваются права на «звание художника» не хуже «интеллигентов».
Будущее должно еще более и более усилить достижения Училища за 1-е полугодие существования своего.
Ни повторения, ни остановки не допустимы.
Будущее должно расширить задачи Училища и для этой цели при Училище организуются оборудованные мастерские графики и архитектуры. Мастерские прикладных Искусств из области проектов и эскизов попытаются, несмотря на кризисы промышленности — подойти к практическому делу. Вопрос о лекциях по Искусству будет несомненно поставлен на должную высоту и вместе с этим Училище примет меры к возможному расширению художественной библиотеки при Клубе учащихся; с этой целью я здесь же обращаюсь ко всем лицам и учреждениям с просьбой о посильной передаче Училищу книг по Искусству, столь же необходимых для художественного развития учащихся.
В области хозяйственно-материальной Училище считает необходимым позаботиться всеми мерами к обеспечению беднейших учащихся (каковых слишком много) путем социального обеспечения их и снабжения художественной работой.
Город, городские и губернские предприятия и учреждения с своей стороны, несмотря на все тяжелые современные условия, должны учесть положение художественных элементов города, учащихся и членов государственной декоративной мастерской, и предоставить им работу.
Где наши клубы, народные дома, столовые, библиотеки, театры, музеи?
Дайте нам стен! Дайте возможность развернуться местным дарованиям на пользу им и Вам.
Вот задачи наши.
Худ. Марк Шагал.
«Школа и революция»,
1919 г., № 24—25. С. 7—8.
Новая культура
Капиталистический строй превращал человека в узкого специалиста.
Коммунистическая система жизни общества создает нового человека — из маленького ничтожного колеса машины он превратился в ее капитана, рулевого.
То же произойдет и в искусстве.
Художников поделили на разные категории: монументальных, станковых, декораторов, прикладников, графиков, иллюстраторов и пр. и пр. Их учили, лучше или хуже, уменью делать вещи по своей специальности, их сажали на колеса, ставили на рельсы и поезжай.
Но вспахать их дух живой и оплодотворить их творческую волю — об этом помыслов не было.
Мы должны найти теперь совершенно новый путь художественного воспитания.
Он должен быть найден в мастерской, где мастер и его подмастерья в тесном общении и упорной совместной работе хотят одного и того же — абсолютно свободного, ничем кроме напора творческой интуиции не вызванного стремления найти форму для поставленных себе заданий.
Эта работа должна для своей плодотворности иметь некую систему. Дух работников должен быть гибок, широк и глубок. Знакомство с основными принципами архитектуры поможет этому. Тектоника — искусство приведения в порядок, в целесообразность, в ритм хаоса, служит фундаментом всех искусств.
Эта работа будет теми математическими упражнениями, решением задач, которые еще в школе служат нам для развития гибкости ума и широты восприятия.
Теперь мы переходим к одной из конкретных задач современного художественного творчества — к созданию книги. Мы сейчас совершенно не имеем книги, как формы, соответствующей ее содержимому.
А ведь книга сейчас все. Она стала в наше время тем, чем некогда был храм, с его фресками и витражами (цветными окнами), чем были дворцы и музеи, куда люди приходили смотреть и познавать. Книга стала монументом современности, но в отличие от старого монументального искусства она сама идет в народ, а не стоит как храм на месте в ожидании, пока к нему не придут. И вот книга ждет от современного художника, чтобы он создал из нея этот монумент будущего.
Он должен взять на себя эту работу, и здесь он принужден будет оставить свои старые инструментики, перышки, кисточки, палитрочки и взяться за резец, за штихель, за свинцовую армию набора, за ротационную машину и все это послушно завертится в его руках и родит ему произведение не в одном экземпляре, не уникум для любителя мецената, а тысячи тысяч одинаковых оригиналов для всех: кто жаждет да утоляется.
Вот некоторые из задач, которые ставят себе ново открываемые мастерские Архитектуры и Графики Витебских Государственных Свободных Художественных Мастерских.
Лазарь Лисицкий.
«Школа и революция»,
1919 г., № 24—25. С. 11.