ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Статьи / Пища и национальный характер

Пища и национальный характер

Давно подмечено, что существует связь между характером человека и тем, что он ест. В масштабах целых народов, имеющих индивидуальные кулинарные традиции, это правило проявляется особенно четко. От характера же, как известно, зависит и судьба.

Практически во всех мировых культурах существуют трактаты, предписывающие, что нужно кушать для любовной силы, что — для храбрости, что для лучшей работы ума. Человек всегда подмечал эти закономерности и старался систематизировать их. Хотя наши предки руководствовались лишь собственными наблюдениями, современная наука также не отрицает, что пища — это не просто калории.

Одни продукты известны как природные афродизиаки. Другие действуют успокаивающе. Третьи повышают настроение. Например, шоколад и бананы содержат вещества, вызывающие чувство радости. Традиционно эти продукты едят жители экваториального пояса — не отсюда ли неунывающий южный темперамент? (Интересный факт: согласно последним опросам, самое большое количество полностью довольных своей жизнью людей живёт в Колумбии — стране совсем не богатой и не самой благополучной.)

Одни нации оставили значительный след в мировой истории, создали великие культуры, распространили своё влияние далеко за пределы родных земель. Другие же, наоборот, были лишь пассивными наблюдателями и не могли сопротивляться более сильным и агрессивным соседям. Некоторые исследователи утверждают, что причина этого — вовсе не в климате, в котором им выпало жить. Ведь совершенно не похожи, например, исторические судьбы жителей холодной Норвегии и эскимосов Чукотки. Или жаркой Испании и стран Латинской Америки. Чтобы выяснить закономерности развития народов, учёные решили внимательно исследовать особенности их национальных кухонь. Проще говоря — что люди ели и к чему это привело.

Вот что удалось выяснить:

Европейская цивилизация, от самых истоков, — это цивилизация пшеницы. Ассирия и Вавилон, культуры Двуречья и Ближнего Востока, встали на пшенице и ячменном пиве. Греческая Эллада — это пшеничный хлеб, виноградное вино и оливковое масло. Рим — это греческое меню плюс свинина (интересная деталь — когда легионеры получали жареное мясо, но были перебои с хлебом, они бунтовали). Пшеничная цивилизация традиционно более интеллектуальна, нежели другие, более агрессивна, экспансивна. В конечном итоге — более созидательна. Когда-то германцы ели исключительно бычье мясо и хлеб, и перед ними содрогалась Европа. Потом, забравшись на самый Север, стали сеять неприхотливую рожь и ловить морскую рыбу. Посмотрите теперь на флегматичных исландцев и датчан — прямых потомков грозных данов. А ведь ни калорий, ни витаминов в их рационе меньше не стало.

Дальний Восток — это рисовая цивилизация. Для его жителей рис — это не просто продукт. Слово «гохан» («вареный рис») в японском языке означает также и «еда», аналогично слову «хлеб» в русском. В средневековой Японии рис не только символизировал пищу как общее понятие, он был эквивалентом денег. «Коку» — количество риса, необходимое одному взрослому человеку для жизни в течение года (около 180 литров), было основной мерой богатства. «Зарплата» служивых самураев также определялось в коку и выдавалась рисом. Восточная цивилизация более тонка, изощренна, более духовна, чем европейская.

Америка, вернее, её коренные обитатели, сидевшие на кукурузе, картошке и помидорах, практически сошли со сцены. Колеса не изобрели, лука не имели, с письменностью тоже была большая проблема, — хотя были многочисленны, имели огромные государства и жили в хорошем климате. Напрашивается вывод — состав питания сказывается на нервной энергии человека, в частности — на умственной. Дикари-кочевники ели мясо и здорово дрались. Однако организоваться в стройное войско они, как правило, не могли — то ли способностей не хватало, то ли от природы не способны подчинятся. И эти мясоеды, в конечном счете, всегда проигрывали рисовой или пшеничной цивилизации. Но когда та постепенно сходила со сцены, кочевники сокрушали её останки. Однако сами ничего не создавали, пока не «оседали» и через века тоже не становились хлебоедами.

Отдельный человек может пополнять энергию, питаясь хоть лягушками и дождевыми червями — и оставаться сам собой. Знаменитый мудрец питается сухой корочкой, великий государь иногда ест скудно и просто — и это никак не влияет на их способности. Однако они — дети мощной цивилизации, сила в них от рождения, энергия сидит в генах. А посади на такую диету весь народ, корми его семь поколений одной капустой — и бери бедолаг голыми руками. Рано или поздно соседи обгонят их в развитии. Количество белков, жиров, углеводов и витаминов — это еще не все. На больших свершениях всего народа обязательно сказывается, что именно он кладёт в рот.

Сегодняшняя основная проблема евроатлантической цивилизации — переедание. Медицина рекомендует: мучное, сладкое, соленое, жирное, тяжелое мясо — вон. Есть нужно фрукты, овощи, простоквашу, рыбу. Оно бы конечно. Так и живешь дольше, болеешь меньше, выглядишь лучше. Но соль, хлеб и сахар повышают энергопотенциал клеток. Мозг на них работает активнее. И получается, что для личного здоровья вредно, а для свершений человечества — полезно. XIX век, век великого научно-технического рывка Европы, был веком сахара. Конечно, в нагрузку получили кариес и ожирение, но компьютер изобрели и в космос полетели. Или, например, «вредная» соль, которая всегда так ценилась — ведь животные приходят за сотни километров, чтобы лизать солончаки. Да и вообще, человек стал человеком на печеных корнях и жареном мясе — то есть на том, чего ни один нормальный диетолог не посоветует.

Комбинации питательных веществ человечество отбирало тысячелетиями, и привыкало к ним не сразу. Еще в относительно недалёком прошлом, например, большинство наших соотечественников, попадая за границу, тяжело переживали отсутствие привычных блюд. Так, в XV—XVII веках российские послы непременно везли в своем дипломатическом багаже бочки с квашеной капустой, солеными огурцами, рыжиками и черной икрой, которых ни за какие деньги нельзя было сыскать в Европе. Позднее, в XIX веке, дипломаты брали с собой более портативный, но также довольно весомый «пищевой багаж» — хотя бы по рыбине копченой осетрины, севрюги и малосольной семги. Те, кто не был столь же предусмотрителен, мучительно тосковали. Граф Шереметев, современник Пушкина, прожив во Франции около полугода, в своих письмах на родину жаловался: «Скучно, брат, жить в Париже — ржаного хлеба не сыщешь!»

Понятия «вкусно-невкусно» каждый народ извечно определял по-своему. Нам сложно представить, к примеру, как это корейцы могут питаться собаками. В то же время, скажем, арабы не в состоянии понять, что заставляет нас кушать раков. Деликатные японцы считают, что все молочные продукты, кроме непосредственно свежего молока — это просто-напросто испорченное молоко. Для них мы, намазывающие маслом хлеб, ничем не лучше норвежцев, поедающих «сюртрёмминг» — тухлую бочковую рыбу. По поводу знаменитых французских лягушек в своё время хорошо высказался Николай Гоголь устами своего персонажа Собакевича: «Да хоть эту лягушку сахаром облепи, не возьму я её в рот!» Но что лягушки! На территории Индокитая очень популярны огромные пауки, жареные в масле. А в Китае особенным деликатесом считаются «фетусы», то есть блюда из... человеческих зародышей. Каково?

Давно существует теория, защитники которой призывают питаться тем, что привычно для вашего народа. И для такого утверждения есть определённые основания. Ведь наш организм лучше воспринимает пищу, привычка к которой нам досталась по наследству от предков. Старая истина: «человек есть то, что он ест». Питаясь плодами родной природы, мы буквально становимся её частью — как материально, так и энергетически.

Конечно, не стоит некритично принимать на веру любую теорию, в том числе и эту, и искать гармонии с окружающим миром в тарелке супа. Но, всё-таки еда, как говорил академик Мечников, это самое интимное общение с окружающей средой. А уж он-то понимал, что к чему.

Характерно, что практически все мировые религии весьма строго следят за тем, что едят их последователи. Они составляют меню для верующих, исходя из того, что некоторые продукты «способствуют благости», а другие «делают человека агрессивным». Так, мусульмане не едят свинину и не употребляют алкоголь. Вайшнавы (кришнаиты) являются вегетарианцами, и к тому же не едят лука и чеснока, поскольку, по их мнению, это «продукты страсти». Свидетели Иеговы не едят продуктов из крови. Иудеи славятся огромным количеством кулинарных предписаний, для них вся пища делятся на «кошерную» (дозволенную) и, соответственно, «некошерную». И православные, в определённые сроки, соблюдают пост — для духовного и физического очищения.

«Что русскому хорошо, то немцу смерть», — этими словами народная мудрость отметила, что с чужими традициями нужно быть предельно осторожным. Примером может послужить общеизвестная беда американских индейцев и народов севера — алкоголизм. Чукчам, эвенкам, нанайцам и прочим малым народам даже запрещено продавать спиртное, иначе им попросту грозит гибель — их организмы не привычны к нему и не способны сопротивляться. А ведь в то же время среди народов Кавказа, имеющих многовековой опыт виноделия, уровень алкоголизма практически нулевой.

  ??????.??????? Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2019 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.