ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ
делать ли лазерную коррекцию зрения Обращаем Ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях информационные материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Имеются противопоказания. Необходима консультация врача.

Главная / Творчество / Цвет

Марк Шагал — великий колорист

Марку Шагалу было непросто уговорить отца дать деньги на обучение в художественной школе под началом Юрия Пена. Но, попав в школу, он проучился в ней всего несколько месяцев. Точно так же сложилась и его первая поездка в Санкт-Петербург: ученик так и не смог найти достойного учителя.

Все преподаватели, у которых занимался юноша, совершенно иначе подходили к написанию картин. Они работали в ином ключе — а «ключом» Шагала был цвет.

Возможно, именно поэтому Марк восхищался Львом Бакстом — тот стал первым учителем, который смог направить юного художника по его собственному, а не по чужому пути. Бакст считал, что цвет должен быть полноправным компонентом композиции — Шагал подсознательно ощущал это и ранее, но не мог сформулировать.

Когда Бакст собрался уезжать в Париж, Шагал последовал за ним. Столица Франции стала настоящим «колористическим открытием» для Марка. Он напишет:

«Мои русские картины были без света. В России все сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света».

В Париже картины Шагала стали еще более красочными — именно здесь художник смог полностью реализовать свой талант. Когда через много лет забытый всеми Бакст придет в мастерскую Шагала, он скажет: «Теперь ваши краски поют».

Русская деревня под луной, 1911
Я и деревня, 1911
Поэт, или Полчетвертого, 1911–1912

Когда Марк жил в России, его картины были сдержаннее по колориту и имели более традиционную композицию.

Старуха с клубком ниток, 1906
Девочка на софе (Марьяска), 1907
Рождение, 1910

Цвет в работах Шагала

Для полотен Шагала характерны цветовые преувеличения: это «визитная карточка» творчества художника. Как символист, он использует цвета в качестве символов, как импрессионист — использует цвет как основное средство выражения. Цветовая гамма роднит его с творчеством Ван Гога и другими импрессионистами.

Огромное впечатление на Шагала произвели старинные русские иконы и их чистые тона, а также то глубокое значение, которое закладывалось в основные цвета. В иконописи приняты такие толкования цветов:

Красный — цвет мучений и крови, цвет жертвы, которую принес Христос. В ином контексте красный может означать животворящую энергию и тепло.

Зеленый — цвет природы, жизни и вечного обновления.

Синий и голубой — цвет Богоматери, объединивший в себе все небесное и земное. Также эти цвета символизируют бесконечность неба, вечный мир.

Белый — цвет божественного света. Он символизирует чистоту, простоту и святость.

Коричневый — цвет земли, праха, всего тленного и временного.

Черный — цвет смерти и зла. Еще одно значение — символ тайны.

Марк Шагал использовал язык цветов в своих работах — на первый взгляд простых, но содержащих в себе многослойную символику. Рассмотрим кратко два цвета: зеленый и красный.

Красный. В день, когда родился Шагал, 6 июля 1887 года, в Витебске случился пожар. Сгорели почти все дома, роженицу едва успели спасти. Страх того дня, возможно, как-то передался Марку: он часто рисует пожары. Красный цвет и петух символизируют кошмар той ночи.

Палитра каждой работы передает эмоции и чувства художника, его желания и страхи. Пребывая в США, Шагал не находил себе места: новости из оккупированной немцами Европы ранили его сердце. Десятки, сотни тысяч евреев погибали — а он не мог вернуться и помочь им. Он вынужден был покинуть своих родственников и друзей — и отчаяние изливалось на полотна. Картины этого периода насыщены красным — цветом крови и тревоги.

Слушая петуха, 1944

Зеленый. На большинстве полотен можно найти зеленый цвет — символ жизни, точнее любви к жизни. Зелеными в картинах Шагала были лица, небо, деревья, трава, одежда. Зеленый был любимым цветом Шагала — это роднит его с Сезанном.

Окно. Витебск, 1908
Старый еврей, 1912
Ложка молока, 1912
Окно в деревне, 1915
Белла и Ида у окна, 1916

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.