ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Марк Лисневский. «Искусство, рожденное Торой»

Заключение

Попробуем обобщить, в чем же заключается принципиальная «инакость» еврейского искусства. Как и всякое искусство, еврейское изобразительное искусство имеет главной целью показать красоту и гармонию мира. Все дело — в понимании прекрасного. В кабале говорится, что одна из десяти ступеней — сфирот, по которым Б-жественный, духовный свет нисходит в наш мир, называется тиферет, что можно перевести как «красота и великолепие». Другими словами, в еврейском мировоззрении между понятием «красота» и высшими духовными источниками красоты и гармонии существует тесная связь.

В Торе сказано, что наши праматери Сара, Ривка, Рахель были прекрасны и лицом, и станом. В еврейском понимании красива прежде всего одухотворенность. И чем духовнее жизнь человека, тем более этот человек красив!

Точно так же — чем больше святости в каком-то месте, тем оно прекраснее. И потому в Теилим сказано: «От Циона — совершенства красоты — явился Всевышний»1. Совершенство красоты, гармоничное соединение духовного и материального изначально связаны с Иерусалимом, с его Храмом. Может, внешне найдется город и красивее Иерусалима, но в нем не будет той полноты, которая образуется, когда есть гармоничное соединение материального и духовного. Вот это — красота в еврейском понимании!

Мы уже упоминали, что Тора говорит о том, как были прекрасны и лицом, и станом наши праматери. Любопытно, что то же сказано и о Иосефе, любимом сыне праотца Яакова. Немного странно: такая похвала — и мужчине! Но эти слова найдут свое объяснение, если мы учтем, что гематрии имени Иосеф и слова Цион — равны. Иначе говоря, Иосефу была присуща та гармония материального и духовного, которая выделяет и Иерусалим из всех других городов на земле. Иосеф был одним из немногих, кто знал, как соединить духовное и материальное, как достичь наивысшей гармонии, она присутствует и в самой личности Иосефа. Как сказано: «И был Всевышний с Иосефом», и поясняет мидраш: «Всевышний говорил его устами!» Вот вам пример идеального сочетания! Это — еврейский подход к красоте.

Перед такой красотой любая внешняя красота материальных форм является неполной: все, что останавливается на полпути, на стадии внешних эстетических форм, что не приводит к подлинному, полному единству, не может считаться полностью реализованным!

Наш праотец Авраам первым понял, что гармония мира не случайна и нет создания без Создателя. Это был полный переворот в отношениях человека с окружающим миром! С этого момента начинается истинное понимание назначения красоты и гармонии мироздания. Возвращаясь к началу нашего разговора, приведем слова Рамбама. Рамбам указывает, что мир был сотворен Всевышним таким образом, чтобы человеку приоткрывались цели и желания Творца, чтобы на определенном уровне ему был понятен смысл мироздания и чтобы ему было доступно постижение как внешних форм, так и глубинной сущности каждой вещи. Тот, кто, не понимая этого, останавливается на стадии внешних форм, как будто занимается идолопоклонством.

Примечания

1. Теилим, 50:2.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.