ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Марина Александровна Бессонова, Марина Ивановна Майская. «Каталог Марк Шагал»

Предисловие

В 1973 году во время своего приезда в Москву Марк Захарович Шагал провел несколько часов в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Он внимательно ознакомился с экспозицией музея, больше часа смотрел замечательную коллекцию рисунков Матисса, с которым был дружен и творчество которого высоко ценил. Тогда же он сказал, что был бы счастлив увидеть в музее большую выставку своих картин. Он очень хотел показать советским зрителям работы, написанные им во Франции. К великому сожалению, этот замысел не был осуществлен при его жизни. С тем большим чувством ответственности перед памятью великого художника мы воплощаем сегодня его мечту.

Эту выставку ждали давно. Особенно зрители, знающие и любящие искусство XX века, сопричастные своему времени не только датой рождения, но и своим духовным миром, желанием слушать и слышать свой великий век, сопереживать драматическому процессу создания и утверждения новых художественных образов и форм. Музей всегда стремился удовлетворить эту естественную жажду знать и понимать искусство нашего времени во всех его разнообразных проявлениях.

Это не всегда было просто. Тем не менее сегодняшней выставке предшествовал показ творчества многих замечательных современников Шагала. Среди них были Пикассо и Матисс, Леже и Марке, Мазерель и Дуниковский, Бурдель и Барлах, Сикейрос и Ривера, Пермеке и Эрни, Фаворский и Чекрыгин, Кольвиц и Кент, Мунк и Моранди... Триумфом искусства XX века стала экспозиция Москва — Париж».

Выставка Шагала, приуроченная к столетию со дня рождения художника, находится в том же ряду, но у нее своя судьба. К сожалению, наследие всемирно признанного мастера в течение многих лет находилось у нас в забвении. Оно разделило участь целого ряда крупных явлений культуры, ознакомление с которыми еще недавно было весьма затруднено. Поэтому сегодня выставка Шагала — это не только крупное событие художественной, но и яркое проявление оздоровления духовной жизни страны, один из впечатляющих уроков правды — возвращение отечественному искусству его утраченных ценностей.

Марк Шагал принадлежит к славной плеяде бунтарей и мечтателей, обозначивших своим творчеством в первые десятилетия XX столетия начало новой эпохи в художественной культуре человечества. Художники, писатели, музыканты нашей страны внесли самый существенный вклад в этот всемирный процесс, являясь во многих областях художественного творчества пролагателями новых путей. И это неудивительно. Россия шла навстречу великой социальной революции.

Большую часть своей жизни — так распорядилась судьба — Шагал провел во Франции. Но, подобно Рахманинову, Шаляпину, Бунину, он оставался явлением русской художественной культуры. В век «тотальных» влияний Шагал никому не подражал, и никто, впрочем, не пытался следовать за ним. Загадка его художественного мышления, его способа добираться до сути вещей, непредсказуемость его диалектики — все это сделало его искусство неповторимым. Редкостной самобытностью своего творчества он обязан удивительно нерушимой верности своим началам, своим корням: простым ритуалам повседневной жизни родного Витебска, окружавшей его в детстве природе, чистым источникам народного творчества.

Почти восемь десятилетий Шагал творил свой мир — миф, в котором в причудливом сплаве сплелись библейские легенды и образы фольклорного мышления, персонажи цирка и сказки, предметы быта. Шагал принадлежал к редкому во все времена племени художников-кудесников, художников-фантастов, творчество которых волнует и будоражит наше сознание смещением привычных логических построений, «магическим хаосом» сопоставлений, погружением в мир миражей и видений. Движущая сила их искусства — безграничная одаренность воображения. «Возможно, — писал Шагал, — существует таинственное четвертое или пятое измерение, и не только в глазу, оно интуитивно рождает равновесие пластических контрастов, поражая глаз зрителя новыми и необычными соотношениями».

Среди предшественников Шагала были головоломный Босх и саркастический Гойя, зловеще-ироничный Гофман и загадочный Эдгар По и, конечно, его великий соотечественник — Гоголь. «Четырехмерным» зрением обладали Булгаков, Чекрыгин, Платонов... Диалектику видения Шагала Луи Арагон сравнивал со «Сном в летнюю ночь» Шекспира. При всем различии названных мастеров всех их объединяет обязательный для их творчества элемент иронии, но еще Набоков остроумно заметил, «...что разница между комической стороной вещей и их космической стороной зависит от одной свистящей согласной». По словам того же автора, искусство подобных художников обращено «...к тем тайным глубинам человеческой души, где проходят тени других миров, как тени безымянных и беззвучных кораблей».

Шагал — мастер изобразительной метафоры. В этом смысл его поэтики. Однако в его искусстве нет ребусов, аллюзий, аллегорий. Оно наполнено подлинно поэтическими символами, требует от зрителей не умозрительных интеллектуальных упражнений, а взволнованной души и сердца.

Марк Шагал нежно любил свою родину. Среди своих кумиров он называл Рублева и Врубеля, Гоголя, Блока, Чайковского. Художник всегда радушно принимал в своем доме на юге Франции многочисленных советских гостей. В шестидесятые годы Шагал выполнил серию литографий, посвященных Маяковскому, и вместе с другими графическими работами принес их в дар Музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

... В июле этого года исполнилось сто лет со дня рождения Марка Шагала — великого Мастера, ироничного и доброго сказочника, веселого человека с грустными синими глазами, помогающего нам сохранять улыбку и помнить детство...

И.А. Антонова

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  ??????.??????? Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2019 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.