Главная / Публикации / Марк Шагал. «Об искусстве и культуре»
Прощание с Израилем. 20 июля 1951 года1
Через каких-нибудь пару часов я поднимусь на борт корабля «Кедма», и сейчас я спешу выразить горячую признательность всем вам, братья мои, за оказанный мне радушный прием.
Благодарю правительство нашего героического государства за приглашение, благодаря которому я смог увидеть и почувствовать все то, что мне как художнику было суждено увидеть и почувствовать на этой земле через две тысячи лет... Я видел Иудею, Шарон, Галилею, Хар-Эфраим, Эмек [Изреельскую долину], объехал почти всю землю, которая постепенно убирает камни со своего тела и покрывается зеленой растительностью, оживает. Я видел трепещущие временные палатки, что каждый день переполняют тысячи спасенных евреев, лишенных корней, которые постепенно, день за днем, привыкают быть не изгоями, а равными...2 Я видел героический настрой в кибуцах, школах, казармах и на фабриках.
Я видел те же облака, что проплывали по небу в библейские времена, а теперь точно так же плывут над Тель-Авивом, Хайфой, Иерусалимом, над другими городами и селами и отбрасывают тень, полную обетований и молитв... Голос, доносящийся неведомо откуда, велит продолжать борьбу, невзирая на трудности. Борьбу ради нас самих и даже ради соседних народов — укрепляя культурные, социальные и общечеловеческие связи.
Благодарю вас за то, что проявляете интерес к моим работам, которые я создавал в диаспоре робкой рукой и с душевным трепетом, не переставая размышлять о нашем общем прошлом, о наших корнях и земле, откуда все мы родом. Поэтому я тщательно обдумал задачи в области культуры и искусства, которые придется решать новой стране.
Я убедился, как важно создавать подлинно еврейскую архитектуру, которая находилась бы в гармонии с природой [зачеркнуто: с использованием идеально подходящих материалов].
— Воздвигнуть в разных местах такие храмы, здания — «эйхалей оманут («храмы искусства»), которые останутся в истории подобно неким указующим вехам, как это происходит в других странах; таким образом, как во времена Возрождения, архитектура наряду с другими искусствами станет частью целой симфонии.
— Помнить о сокровищах, которые хранит каждая пядь этой земли, для кого-то эти находки — археологические ценности, но на самом деле это подлинные произведения искусства, которые следует выставить на всеобщее обозрение — ими можно заполнить целый национальный Лувр в Израиле3. Это принесет большую пользу еврейскому искусству, а наша молодежь и тысячи туристов смогут наглядно увидеть связь между прошлым и новыми творческими возможностями.
— Создать авторитетный орган в области изобразительного искусства, состоящий из нескольких поселенцев, людей опытных и толковых. Общественные и другие институты страны вынуждены будут считаться с их авторитетным мнением.
— Нужна центральная академия, не такая, как за рубежом, но как средоточие еврейской атмосферы, чтобы наша молодежь и старики не оглядывались на другие страны, где искусство соответствует их собственным традициям и не подходит Израилю.
— Важно развивать и строить музеи Израиля в разных городах, с одним главным национальным музеем.
Я чувствую, что все эти и другие задачи, которые я отметил, важны для развития нового государства, чтобы оно могло жить и творить не просто нормально, но доказало бы свое духовное лидерство другим странам, которые смотрят и будут смотреть на Израиль как на культурный, духовный центр. Конечно, экономические и прочие достижения тоже важны, но в других странах они кажутся заметнее.
Надеюсь, у меня еще будут силы и возможность снова побывать на этой земле. Я смотрел на эти горы и долины, и сердце мое сжималось от беспомощности, и, несмотря на неописуемую красоту, приглушенный плач, что слышен в знойный летний день у моря Галилейского, напоминает о стонах человечества перед входом во врата Эдема. Хочется молиться и работать, чтобы получить нашу долю счастья.
Примечания
1. Перевод на английский с идиша. Рукопись найдена в архивах Мокади и, по-видимому, не была опубликована. В тексте есть упоминание о проходивших тогда в Израиле публичных дебатах.
2. Речь идет о лагерях для иммигрантов «Маабарот», состоявших из палаток и простеньких домиков, в которых находили временный приют переселенцы из Европы, а затем и из Северной Африки. Население Израиля увеличилось втрое всего за несколько лет.
3. Шагал пытается применить к Израилю французскую модель централизованного администрирования искусства и культуры.