Главная / Публикации / Марк Шагал. «Об искусстве и культуре»
О гравюре и литографии. 1960 год1
Мне кажется, было бы большим упущением с моей стороны, если бы помимо живописи, в один из периодов моей жизни, я не обратился к гравюре и литографии.
Уже в ранней юности, когда я только начинал рисовать карандашом, я искал чего-то, что открылось бы передо мной и увлекло вдаль, как река с манящими дальними берегами.
Когда я брал в руки литографский камень или медную табличку, я верил, что прикасаюсь к талисману. Мне казалось, что я могу доверить ему все свои радости и печали... Все, увиденное мной за долгие годы: рождения, смерти, свадьбы, цветы, звери и птицы, бедняки рабочие, мои родители, влюбленные в ночи, библейские пророки, на улице, дома, в Храме, в небе... И по мере того как я становился старше — трагедия жизни, которая в нас и про нас.
Когда я пускал в дело все эти орудия ремесла, я ощущал разницу между литографией, гравировкой и рисованием. Можно хорошо рисовать и при этом не владеть искусством литографии, где главное — чуткие прикосновения к камню. Я уж не говорю о том, что в целом от каждой линии должна исходить особая духовность, которая не имеет ничего общего ни с полезными навыками, ни с виртуозностью.
Но не буду углубляться в подробности.
Мне всегда мучительно трудно говорить о себе. И все же мои друзья-издатели попросили меня сказать несколько слов. Но для меня это все равно что идти по воде...
Чем дольше я живу на свете, тем меньше мне нравится говорить о себе.
Не потому, что мне нечего сказать, а потому, что я ничего не хочу пояснять, мне не о чем просить. Никого ни в чем я не хочу убеждать, особенно в книге, которая представляет мои работы.
Однако я бы хотел воспользоваться случаем и выразить сердечную признательность всем тем, кто впервые попросил меня сделать офорты и литографии.
В прошлом, в Берлине, это были Пауль Кассирер и Вальтер Фейльхенфельдт.
Затем, в Париже, Амбруаз Воллар.
Позже — Териад, с которым я сделал целую серию публикаций, а также Эме Мэг.
Следует еще упомянуть фирму Фернана Мурло, позволившую мне окунуться в бодрящую атмосферу их мастерских, где я нашел таких преданных соавторов, как Шарль Сорлье, Жорж Сагурен и многие другие.
Но перед тем как поставить последнюю маленькую черную точку в конце этого вступления, я говорю сам себе, что наличием в своем искусстве того самого духа, который я так старательно пытался отобразить, я обязан школам и академиям, которые я окончил, а именно: родному дому и моим родителям.
Примечания
1. Из книги: Marc Chagall. Chagall Lithographs, George Braziller, 1960.