ГЛАВНАЯ
БИОГРАФИЯ
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН
СОЧИНЕНИЯ
БЛИЗКИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ФИЛЬМЫ
МУЗЕИ
КРУПНЫЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОТО
ССЫЛКИ ГРУППА ВКОНТАКТЕ СТАТЬИ

Главная / Публикации / Марк Шагал. «Об искусстве и культуре»

О гравюре и литографии. 1960 год1

Мне кажется, было бы большим упущением с моей стороны, если бы помимо живописи, в один из периодов моей жизни, я не обратился к гравюре и литографии.

Уже в ранней юности, когда я только начинал рисовать карандашом, я искал чего-то, что открылось бы передо мной и увлекло вдаль, как река с манящими дальними берегами.

Когда я брал в руки литографский камень или медную табличку, я верил, что прикасаюсь к талисману. Мне казалось, что я могу доверить ему все свои радости и печали... Все, увиденное мной за долгие годы: рождения, смерти, свадьбы, цветы, звери и птицы, бедняки рабочие, мои родители, влюбленные в ночи, библейские пророки, на улице, дома, в Храме, в небе... И по мере того как я становился старше — трагедия жизни, которая в нас и про нас.

Когда я пускал в дело все эти орудия ремесла, я ощущал разницу между литографией, гравировкой и рисованием. Можно хорошо рисовать и при этом не владеть искусством литографии, где главное — чуткие прикосновения к камню. Я уж не говорю о том, что в целом от каждой линии должна исходить особая духовность, которая не имеет ничего общего ни с полезными навыками, ни с виртуозностью.

Но не буду углубляться в подробности.

Мне всегда мучительно трудно говорить о себе. И все же мои друзья-издатели попросили меня сказать несколько слов. Но для меня это все равно что идти по воде...

Чем дольше я живу на свете, тем меньше мне нравится говорить о себе.

Не потому, что мне нечего сказать, а потому, что я ничего не хочу пояснять, мне не о чем просить. Никого ни в чем я не хочу убеждать, особенно в книге, которая представляет мои работы.

Однако я бы хотел воспользоваться случаем и выразить сердечную признательность всем тем, кто впервые попросил меня сделать офорты и литографии.

В прошлом, в Берлине, это были Пауль Кассирер и Вальтер Фейльхенфельдт.

Затем, в Париже, Амбруаз Воллар.

Позже — Териад, с которым я сделал целую серию публикаций, а также Эме Мэг.

Следует еще упомянуть фирму Фернана Мурло, позволившую мне окунуться в бодрящую атмосферу их мастерских, где я нашел таких преданных соавторов, как Шарль Сорлье, Жорж Сагурен и многие другие.

Но перед тем как поставить последнюю маленькую черную точку в конце этого вступления, я говорю сам себе, что наличием в своем искусстве того самого духа, который я так старательно пытался отобразить, я обязан школам и академиям, которые я окончил, а именно: родному дому и моим родителям.

Примечания

1. Из книги: Marc Chagall. Chagall Lithographs, George Braziller, 1960.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

  Яндекс.Метрика Главная Контакты Гостевая книга Карта сайта

© 2024 Марк Шагал (Marc Chagall)
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.