Главная / Публикации / Клер Ле Фоль. «Витебская художественная школа (1897—1923)»
Шагал и революция (отрывки из статей Марка Шагала)
Письмо из Витебска
Искусство Коммуны. 23 декабря 1918 г.
Город Витебск зашевелился.
В этой провинциальной «дыре» с почти стотысячным населением, где когда-то коснел какой-то Юр. Клевер и доживает жалкое передвижничество, — ныне в дни октябрьские — раскачивалось многосаженное революционное искусство.
С момента приезда в Витебск удалось мобилизовать все таившиеся скудные художественные силы города и губернии.
Радовали сердце отдельные начинающие художники из народа и особенно рабочие — маляры-живописцы. С какой любовью, с какой детской преданностью исполнили они наши столичные «мудреные» эскизы [...].
В конце концов вечер 6 ноября горел незабываемым огнем.
Это был праздник и нашего искусства.
Но обыватели назавтра, только ли обыватели (с болью признаюсь: и передовые товарищи-революционеры) с пеной у рта засыпали нас недоуменными вопросами: «Да что же это такое?». Объясните, объясните, это ли пролетарское искусство».
Жаль, сорвали митинг об искусстве [...].
В конце концов в городе образовалось и художественное училище [...].
Пусть кипит вокруг нас мелкая обывательская злоба, но мы надеемся: из этих трудовых рядов в скором времени выйдут новые художники-пролетарии. [...].
Художественные заметки
Витебский листок. 8 января 1919 г.
Наконец, мы опять на своей убогой родине. [...]
Но что же делать? Какими калачами нам все же заманить тех левых деятелей, новаторов в области искусства, которые так необходимы нам в настоящее время для местной художественной и культурной жизни масс в городе и губернии? [...] Несмотря на некоторые гнетущие условия — жизнь искусства в столицах не замирает. [...]
Придете ли вы, рабочие, люди народа, обострять свои художественно-культурные наклонности, вкусы свои? Приходите прилежно и скромно учиться и работать, и вы увидите, что украшение города к следующей Октябрьской годовщине революции вы поймете с большей легкостью, чем ныне.
Революция в искусстве
Революционное искусство. Витебск, 1919.
[...] Что значит революция в искусстве? Революция в искусстве — явление не вчерашнего дня. На протяжении всей истории искусств вы встретите имена отдельных новаторов-революционеров: художников, композиторов и поэтов. Не раз ими безжалостно отбрасывалась коснеющая культура и воздвигались новые эры.
Однако лишь одно наше время дало искусству особенную устойчивость, ясно определило наши цели и освободило нас от гнета академий и профессоров.
Наше время положило окончательный предел всем наивным рассуждениям европейских и русских эстетов об изолированности и неприкосновенности искусства.
Оно кладет конец изысканным глаголам о так называемой «красоте» в искусстве ради нее самой. Оно кладет конец всем литературным рассуждениям и нудным спорам об «Искусстве для искусства» [...].
И здесь кстати будет сказать о смысле и значении того, что обычно называют искусством пролетарским [...].
И если обычно говорят и думают о пролетарском искусстве, имея в виду его значительные и неоспоримые идеи и задачи, кто же из вас откажется от этого искусства отнять его «содержание». Между тем мы здесь определенно сталкиваемся с «сюжетом», и неужели думаете вы, что если сюжет этот вдохновенно изображает жизнь рабочего и крестьянина, а не жизнь насекомых, это и есть искусство пролетарское? Нет.
[...] Но искусство настоящего дня и искусство будущего не хочет никакого «содержания» и лишь с большой натяжкой идет на компромисс и уступки в этом отношении. [...].
Пролетарским же будет названо искусство того, кто с мудрой простотой и внутренне и внешне порывает с тем, что не может быть названо иначе, как «литература».
[...] Пролетарское искусство — не искусство для пролетариев и не искусство пролетариев. Но запомним раз и навсегда: оно искусство пролетариев.
О Витебском Народном художественном училище
Школа и революция. 1919 г. № 24—25. С. 7—8.
Беден был ты, город, когда по улицам твоим, сколько ни броди, никого, кроме сонного лавочника не встретишь, а сегодня много сыновей твоих, оставляя нищету своих домашних стен, встречается мне на пути по направлению к Художественному училищу.
Есть с кем поговорить.
Хочу вкратце сказать о том, что уже сделано и что намечается в будущем. [...] Сверх того необходимо было и будет впредь остерегаться индивидуальных стараний каждой личности, работая коллективом, ибо будущему коллективному творчеству необходимо лишь сознание духа и ценности грядущих эпох, но не сборище стертых однообразных личностей.