Главная / Публикации / Марк Шагал. «Мой мир. Первая автобиография Шагала. Воспоминания. Интервью»
XII
Я часто говорил, что никакой я не художник, а что-то вроде коровы1. Разница в общем-то небольшая. Я даже подумывал, не поместить ли изображение коровы на свою визитку, тем более что в те времена казалось, что мировую политику делает глупая корова.
Раны кубизма, безумное кружение футуризма... Как выяснилось, все это было предчувствием того, что потом внезапно материализовалось на Востоке2.
Я собственными глазами видел, как в галерее Канвейлера3 упаковывают холсты Дерена и других художников так плотно, что от них отлетает краска. Похоже, в 1914 году я увез с собой из Парижа в Берлин предвестия эпохи перед бурей4. Мои картины выставлялись на Потсдаммерштрассе, и тут же, рядом, отливали пушки.
Что же делать, если мировые события открываются нам только на холстах, через краски, через текстуру, которая сгущается и вибрирует, как столбы горчичного газа!
Европа, начинай войну! Пикассо, кончай кубизм!
Кого волнует какая-то Сербия?
Нападение на мужиков в лаптях. Надо поджечь Россию, а за ней и всех остальных.
Примечания
1. Бехейме — корова, а также глупец (идиш).
2. Намек на русскую революцию.
3. Канвейлер Даниэль-Генри (1884—1976), парижский галерист и популяризатор современного искусства. Содействовал успеху Пикассо.
4. Игра слов: «Дер Штурм» («Буря») — знаменитая галерея Херварта Вальдена на Потсдаммерштрассе, 75, в Берлине, где в июне — июле 1914 г. состоялась персональная выставка Шагала.